Психология лжи
Настоящий детектор лжи, который все же иногда ошибается, придумали для лжецов-виртуозов, подготовленных к тому, чтобы в очередной раз без зазрения совести соврать, не моргнув глазом и не пошевелив бровью. Наша задача — распознавать ложь в обычной жизни.
Ложь во спасение, святая ложь — эти категории давайте оставим за кадром, ведь когда человек лжет, не желая причинить боль, он делает это искренне и потому не может по умолчанию являться объектом исследования.
Как говорят обманщики?
Начнем с того как говорят вруны. Сразу оговорюсь: владеть речью может каждый второй, поэтому анализ по речевым особенностям можно проводить только на неопытных врунах, или же честных искренних людях, для которых врать — противоестественно, гадко и мерзко.
У обманщика меняется темп речи. Если приходится с лету что-то выдумывать, то паузы с последующими быстрыми фразами — яркий признак лжи. Особенно, если в обычной ситуации вашему знакомому свойственна совсем другая скорость. Если обманщик заранее продумал как подать дезинформацию — этот признак не подойдет: ведь человек размышлял и даже репетировал, знает, что и как сказать, и постарается вести себя естественно.
Речь вруна буквально расцветает словами-паразитами (это самое, типа, как бы, вот значит так, это, м-м-м, э-э-э). К примеру, обычно ваш знакомый говорит связно и ровно, в совершенстве владеет литературным языком, как вдруг: сплошной мусор на каплю смысла. Причем мусор не только заполняет паузы, которые возникают в разговоре, но и всплывает в самый разгар его обманного вещания. Тут-то сразу можно определить, что твой друг врет. Только если, конечно, такая манера общения не свойственна ему.
Так называемые слова-проговорки — это слова-подстраховщики. Человек говорит "правду", в которой он не сильно уверен, или не уверен вовсе. "Ты меня любишь? — В принципе, да", — яркий пример выражения мысли, в которой есть некоторая "уступка" типа: "на данный момент я не могу сказать прямо о том, что не люблю, но свалю при первой же возможности". Опытный МЧ так говорить не будет, это удел новичков-ловеласов. "В общем, в целом, в основном" — если речь собеседника наполнена такими словами, не стоит ей доверять безоговорочно. Но, конечно же, если слова-проговорки естественны для речи подопытного, опираться на них как на признак вранья нельзя.
…Ещё интересный нюанс: если человек говорит о себе вроде бы с хорошей стороны, описывая свои качества и способности, но апеллирует проговорками, значит, он не очень-то уверен в своих силах, а неуверенность в себе — это первый признак заниженной самооценки.
Если речь человека включает ненужные факты и излишние подробности, никак не относящиеся к предмету разговора, причем в чересчур большом количестве, он однозначно врет. Врун всячески хочет пустить пыль в глаза и придать убедительности своей лживой истории. Он в подробностях опишет общий антураж, но будет старательно избегать конкретики. Вы рискуете на прямой вопрос (о человеке или событии) получить пространный ответ, где главный субъект ли объект будет нарисован вскользь смазанными штрихами.
Вопросом на вопрос отвечают одесситы (но это у них в крови), оскорбленные недоверием люди и ярко выраженные вруны. Например, вопрос: "ты уже пробовал курить?" и ответ: "Мама, как ты могла подумать?" можно расценивать как уход от прямого ответа и как искренний пример оскорбленного недоверием человека. Маркером лжи может служить излишняя напыщенность в тоне говорящего, с явно читаемыми нотками возмущения: "ты что, не знаешь, что я не способен на такое?" Вывод: способен, ещё как.
Второй вариант непрямого ответа — косвенный ответ на вопрос о своих достоинствах или недостатках: "ты правда сможешь починить компьютер?" — "ну, мои знакомые часто ко мне обращаются". Вам как бы дается возможность самим додумать и вынести вердикт. Ведь человек, вместо того, чтобы честно ответить "я попробую" или "нет, я не возьмусь", юлит, будучи не уверен в своих силах, и одновременно не признавая свою некомпетентность. Сами решайте, связываться ли с таким типом.
Люди-лгуны стремятся установить дистанцию с ложью, психологически от нее отдалиться. Как это сделать? Говорить не от первого лица, а использовать местоимения второго и третьего: вы, мы, они. Ещё им свойственно переспрашивать и якобы уточнять вопрос в надежде быстро додумать правдивый с виду ответ. А начинать его фразами, должными вызвать доверие: "честно говоря", "говоря по правде", "буду с тобой абсолютно честен".
Какой вопрос — такой и ответ. Точное воспроизведение вашего вопроса, но в повествовательной тональности — фальшивый сигнал. Человек таким образом тянет резину, давая себя возможность успеть придумать внешне правдивый ответ. Своего рода тайм-аут перед самим ответом.
Ответы в стиле "анекдот". Забавный стиль общения, он даже радует и расслабляет, притупляет бдительность (если она вообще была), делает разговор легким и ни к чему не обязывающим. Остроумие — это хорошо, но не всегда. И вообще то, даже в таком прекрасном качестве нужно знать меру. Третий подряд ироничный ответ на серьезный вопрос — это явный перебор. Собеседник хочет от вас "отшутиться", что в большинстве случаев говорит об его вранье.
Ещё одна особенность "лживого разговора": разномастный тембр голоса, сюда же — неожиданное покашливание, покряхтывание, прочищение горла, "кхымкание" и другие нехарактерные для людей звуки — "лживые" признаки. Если ваш собеседник виртуозно изменяет тембр голоса, он, скорее всего, врун. А уж если товарищ искренне не в состоянии вспомнить середину только что рассказанной им истории — не верьте такому товарищу.
Все, что описано выше — хорошо, интересно, но недостаточно для того, чтобы стать ходячим детектором лжи. Поэтому в следующий раз поговорим о том, как врет наше тело, — а им куда сложнее управлять, чем словами.
Но иногда мы сами, зная, что нам лгут,предпочетаем закрывать на это глаза. Почему?
Источник: www.dvorec.ru