Маричка Падалко: Дети с мечтами добиваются большего
Маричка, как вы считаете, может ли полноценная семья существовать без детей?
– Мне кажется, может. Если есть мужчина и женщина, и они не просто сожители, а – семья, у них глубокие отношения, почему не может? У многих дети становятся связующим звеном в семье, а отношения между папой и мамой превращаются в формальность. Они вместе растят детей, а сами живут, как соседи. А если люди при отсутствии детей продолжают жить вместе, значит, их на самом деле связывают общие интересы, цели и ценности. Мне кажется, этим людям приходится еще больше вкладывать в отношения. Поэтому я бы не назвала семью без детей неполноценной.
Как вы считаете, материнский инстинкт заложен в каждой женщине? Либо же он проявляется со временем?
– Я думаю, что в женщине просыпается материнский инстинкт, когда она встречает потенциального отца своих детей.
Когда вы задумались о том, что хотите стать мамой?
– Ближе к тридцати я больше начала об этом думать, как о необходимости физиологической и социальной. Но это не было моим внутренним большим желанием. Это желание появилось тогда, когда я увидела потенциально отца.
В каком возрасте Вы родили первого ребенка?
– В тридцать один год.
Как вам удается справляться с тремя детьми и при этом оставаться успешной женщиной?
– Во-первых, три ребенка не в один день родились. Сначала я училась быть мамой одного ребенка, потом – двоих, потом – троих. Если женщина имеет детей и работает, значит, ей так нравится. Но это не значит, что на нее стоит равняться. Для каждой женщины это индивидуально – работать или же быть домохозяйкой. Главное, прислушаться к себе и понять, что ее делает счастливой – только материнство или еще и профессиональные интересы. Для меня самая успешная формула, это когда все сферы моей жизни наполнены. Когда-то больше наполнена одна, когда-то – другая. Но для меня важно быть мамой и профессионалом, а также оставаться женой и любимой женщиной.
Читай также: Жанна Бадоева: Дети – это зеркальное отражение родителей
Маричка, есть две категории женщин. Для первой – главным являются дети, для второй – любимый мужчина. К какой категории относитесь вы?
– Я стараюсь относится ко второй, потому что к первой относиться легко. В нас это заложено. В славянских женщинах испокон веков это воспитывалось.
У вас с мужем совпадают взгляды на воспитание детей?
– Все, что у нас не совпадало, расчистилось на первом ребенке. Все наши разногласия относительно того, как нужно детей одевать, какой им нужен режим дня – они уже отрегулировались на первом ребенке. Со вторым и третьим уже не было никаких недоразумений, все было хорошо.
Кто из вас более строгий родитель – вы или муж?
– Наверное, папа более строгий. И более демократичный. У меня раньше превалировали больше традиционные взгляды, например, что ребенок обязательно должен поесть. Но потом на все это проще смотришь.
То есть, вы согласны с тем, что чем больше детей, тем проще родителям?
– Проще, это не значит хуже. Это значит – более сознательно, более адекватно. Приходит понимание, что все дети – разные. Мне кажется, что вторым и третьим детям везет больше. Над ними меньше экспериментируют, меньше мучают своей педантичностью.
Какие черты характера, в первую очередь, вы бы хотели видеть в своих детях?
– Думаю, это – независимость и умение договариваться. Они могут показаться немного противоположными. Но именно их я хотела бы видеть в своих детях. Умение идти на компромисс, уступать – еще одно качество, необходимое для детей из многодетной семьи. И, конечно, эти качества очень ценны в жизни каждого человека.
А какие черты характера должны быть в хороших родителях, чтобы они воспитали достойных детей?
– Мне кажется, что главное – это любить, а все остальное – это уже зависит от обстоятельств. Потому что любить ребенка – это не так, как любить мужчину. Потому что мужчину ты любишь, разлюбила-разошлась. Ты можешь сама выбирать. А с ребенком – ты уже его родила, ты его не выбирала, тебе его Бог послал. Ты принимаешь его таким, каким он есть. И важно не пытаться его изменить так, чтобы он полностью соответствовал твоим ожиданиями. Пять лет назад я танцевала в проекте Танцюю для тебе, в котором каждая пара, которая принимала участие в соревновании, боролась за мечту ребенка. Тогда мы много говорили о том, о чем мечтают дети. У детей нашего поколения вопрос “О чем ты мечтаешь?“ практически не существовал. Он был сродни тому: “А полетишь ли ты в космос?“. А на самом деле, очень важно спрашивать у детей, о чем они мечтают, потому что только те дети, которые мечтают, становятся взрослыми, которые чего-то добиваются. Однозначно, дети с мечтами добиваются большего.
Как вы считаете, детей нужно баловать?
– Каждый по-своему понимает, что значит баловать. Я не скажу, что я балую своих детей, но я их стараюсь не ограничивать больше, чем это нужно. Если это касается безопасности или поведения в обществе, то да. А если это просто маленький ребенок, который просто хочет копошиться, я не буду ему запрещать это делать только потому, что меня это отвлекает. В таких вещах никогда не ограничиваю.
Вам приходится наказывать детей? Какие у вас методы наказания?
– Мой главный принцип – не дотрагиваться к ребенку. Мне даже странно слышать “Да я ребенка просто шлепаю“, я вообще этого не приемлю. Считаю, что это пережитки, ужасные, унизительные для ребенка и для родителя – тоже. И я этому не следую, хотя иногда так и хочется треснуть. Для меня хороший выход – ударить, например, рукой об стенку. Ребенок не пострадал, и маме легче стало. Дети должны понимать, что такое ограничение. Для нас это – минус мультик или минус день на компьютере. Когда они были маленькие, я их на несколько минут садила на лавку. А сейчас это ограничение в развлечениях или ограничение в сладком.
Как вы любите проводить свободное время с детьми? Ваш идеальный досуг – это...
Читай также: Маргарита Сичкарь: Если мать любит сына, мимо него пролетают пули
– Вы знаете, идеальный досуг, наверное, остался в 2013 году. Мы уже давно не делали что-то особенное, праздничное. Но у нас этим летом появилась дача и наше качество жизни заметно улучшилось. Теперь есть место, где можно больше времени проводить с детьми. К сожалению, на какие-либо увеселительные мероприятия сейчас ходим очень редко.
С чем это связано?
– С тем, что происходит в стране. Во-первых, мне самой сейчас не хочется развлечений. Да и дети довольно взрослые, чтобы уже понимать, что есть адекватно, а что – нет. Да, мы ходили с детьми на праздник ВДВ в военный госпиталь, чтобы они понимали, что в стране происходит. Ходили на парад в День Независимости.
Ребенок с детства должен понимать, что если в его стране что-то случилось, то на него это тоже влияет. Я детей не гружу всякими подробностями, но объясняю им, чтобы они тоже чувствовали себя причастными к происходящему.
Они понимают, почему дни рождения празднуются скромнее. Сейчас мы больше времени проводим с детьми дома, стали больше читать. Мой старший сын очень увлекся чтением.
А что он читает?
– Он за лето прочитал всю серию Купера, потом он читал Майн Рида Всадник без головы. На прошлой неделе он прочитал Приключения Тома Сойера и Приключения Гекльберри Финна. А вчера мы ему привезли из Ивано-Франковска Остров сокровищ и Робинзон Крузо, и он сегодня позвонил мне со школы и сказал, что на третьей перемене уже все закончил.
Ваши дети ходят на какие-то кружки, курсы?
– Да. Миша ходит на каратэ два раза в неделю. Маша – три раза в неделю на хореографию и дважды в неделю к логопеду. И Катя – на гимнастику. Мы еще обычно ходили в бассейн, но пока у Маши логопед, сделали перерыв. У нас все очень близко, я выбираю секции так, чтобы они были недалеко от дома, куда можно дойти пешком.
Вам кто-то помогает с детьми?
– Сейчас к нам три раза в неделю приходит няня. И это та самая няня, которая мне периодически помогала, когда Маша родилась. Если дети заболели, она посидит с ними дома. Или, наоборот, если они все здоровы и я целый день с ними бегаю, она может помочь с глажкой. Я как начала с первым ребенком все гладить, так и продолжаю, у меня это как такая “манечка“ – все поглажено, все в стопочках.
Маричка, вам знакома послеродовая депрессия, на которую жалуются многие современные мамы?
– Не очень, если честно. Первый раз, когда я стала мамой, я была увлечена эти чудом – появлением ребенка на свет. Довольно быстро вернулась на работу в удобный график и для себя, и для ребенка. А когда родился второй ребенок, я уже через три месяца приняла участие в танцевальном проекте – ни о какой депрессии не могло идти и речи. Мне немножко было тяжело после рождения третьего ребенка.
Я не очень видела тогда продолжения своей профессиональной деятельности, к тому же я тяжело восстанавливалась физически.
Но сказать, что это была депрессия – нет. У меня очень хорошо это состояние снимают походы в спортзал. Утром потренировалась, и весь день в хорошем настроении.
Какие роды для вас были самыми тяжелыми?
– Первые. Хотя, когда я родила впервые, мне не казалось, что у меня были тяжелые роды, я была всем довольна. А когда случились вторые и третьи, я поняла, что первые были самыми тяжелыми.
Вы сами рожали?
– Сама. Первые и вторые я рожала с эпидуралкой, а во время третьих мне даже не успели ее сделать.
Детей долго грудью кормили?
– Всех по году.
Вы специально худели после родов? Сидели на диете, ходили в спортзал?
Читай также: Супермама Лилия Ребрик: Я шла на роды, как на работу
– Да. Я всю жизнь худею, потому что я очень предрасположена к полноте. А учитывая маленький рост, на мне все это сразу видно. После третьего ребенка, мне, конечно, пришлось совсем туго. Сначала мне ничего не помогало сбросить вес после последних родов. Но потом, все-таки, привычка, которая уже много лет со мной – не есть после шести, помогла похудеть. Если ты весь день питаешься не очень правильно, но не ешь после шести, все равно похудеешь. И наоборот, ты можешь прекрасно сидеть на фруктах и овощах весь день, но прогресс будет маленьким, если ешь перед сном. Тем более, мой режим питания помогает мне хорошо вписываться в рабочий ритм, потому что я работаю по утрам, встаю очень рано, и мне утром всегда хочется есть. Соответственно, я стараюсь на ночь не есть не только из-за проблем с весом, а еще из-за того, что ночная еда плохо отражается на лице, а я должна выглядеть хорошо. Хотя, конечно, бывает сложно. Бывает и такое, что после шести не ешь, а в одиннадцать открываешь холодильник и понимаешь, что не можешь не перекусить, потому что не уснешь.
Материнство меняет женщину?
– Да, я по себе смотрю и по женщинам, которых знаю. Материнство меняет женщину в лучшую сторону. Все становятся добрее, красивее, терпимее. С мамами легче договариваться.
Вы еще детей хотите?
– Мне хватает (улыбается). Тем более, у меня был затянувшийся период раннего материнства. Хотя, никогда не говори никогда. Если забеременею, естественно, буду рожать.
Автор: Надя Пасичнюк