Страхи: убить нельзя помиловать
У каждого человека есть свой список страхов, который так или иначе влияет на качество жизни. Есть страхи приобретенные: которые зародились и развились из пугающих событий, где опасность подошла очень близко. А есть иррациональные - это те, которым нет объективных предпосылок, но они занимают существенное место в жизни. Иррациональные страхи еще называются фобиями и у многих из них также есть логическое объяснение.
В любом случае страхи изрядно отравляют жизнь и делают дальнейшее движение невозможным. Но тут важно сделать шаг назад и понять, что страх это механизм организма, который обращает внимание человека на то, что дальше нужно двигаться с осторожностью. А вот то чувство, которое парализует и вызывает панику - это тревога. Чтобы перейти к следующим этапам это важно понять и осознать.
Как редакция боролась со страхами
Мы провели эксперимент по трем наиболее распространенным страхам: клаустрофобия, арахнофобия и страх высоты. Добровольцы отправились в некомфортные для себя условия, чтобы проверить личные границы и способности. Ведь исследования утверждают, что со страхами нужно бороться не избеганием, а напротив - максимальным приближением к последним. Т.е. с точки зрения ученых иррациональный страх лечится постоянным приближением к источнику страха. Так, если вы боитесь змей - можно поставить на рабочий стол фото какой-нибудь ядовитой куфии и уже через месяц вы будете спокойно реагировать на нахождение змеи в одном с вами пространстве.
Клаустрофобия
Страх закрытых и замкнутых пространств, считается одним из самых распространенных. Страх проявляется усиленным сердцебиении, потливостью, сильной одышкой и, конечно же, ощущением непоправимой угрозы. Клаустрофобия — это страх не иметь выхода и быть закрытым в маленьком пространстве. Оно, как правило, классифицируется как тревожное расстройство и часто приводит к довольно тяжёлой панической атаке.
Наш первый смельчак, для переживания этого опыта отправился с диггерами под землю. Мы специально выбрали самый простой маршрут - коллектор недалеко от Республиканского Стадиона.
- Я пыталась вспомнить, когда я начала бояться замкнутых пространств - не смогла. В лифтах я езжу, но если есть возможность пойти пешком - выберу второй вариант. Как-то в детстве я застряла в темном лифте, я вспомнила, что недалеко от могилы прабабушки была старинная могила, где похоронены мать и дочь, которые погибли именно в лифте. Это какой-то мрачный и темный страх, который тянется за мной всю жизнь.
Потому я согласилась поучаствовать в эксперименте, ведь очень обидно прожить целую жизнь в одном сценарии.
- В коллекторе было воды чуть ниже колена, но нам выдали специальные бахилы, так что можно было не волноваться о том, что можно промочить ноги. Также выдали и фонари, что в кромешной тьме - необходимо. Первые метров 15, пока свет с улицы еще подсвечивал, было легкое ощущение тревоги. Но чем глубже мы заходили - тем страшнее становилось. Людей в группе было человек 20, и общая атмосфера была спокойной. В какой-то момент я поняла, что перестала дышать, страшно было остаться в замкнутом пространстве, страшно было упасть, страшно было даже от того, что по стенам ползали мокрицы. Психологи советуют в таких моментах не забывать о глубоком дыхание, и надо сказать, это действительно помогает. Спустя 30 минут я словила себя на мысли, что я не думаю ни о чем. Что я есть внимание и движение. Эта мысль стала для меня новой и необычной, и я постаралась ее задержать.
- Итог: Не могу сказать, что я достигла бесстрашия и полного расслабления, но ощущение, что у меня получается взять верх над страхом придало уверенности. В следующий раз я попробую себя в камере сенсорной депривации. Мне кажется что раз я смогла пройти по темному коллектору - то смогу все что угодно. На самом деле я ведь привыкла думать что не могу и боюсь, но стоит пробовать другой опыт.
Арахнофобия
Арахнофобия один из самых распространенных случаев зоофобии. Людей, страдающих арахнофобией, называют арахнофобами. У некоторых арахнофобов гораздо больший страх может вызывать даже не сам паук, а изображение паука. Исследователи из сиднейского университета обнаружили, что арахнофобы, вопреки распространенному мнению, «практически не осознают иррационального механизма собственных страхов». Ранее в психиатрии считалось, что вне фобической ситуации пациенты с фобиями «способны адекватно оценивать потенциальную опасность встречи со стимулами своих фобий». Считалось, что они понимают, насколько иррациональны и нереалистичны их страхи, и способны более или менее держать их под контролем. Однако доктора М. К. Джоунз и Р. Г. Мензис в проведённом среди 30 человек исследовании обнаружили, что пациенты с фобиями не совсем хорошо понимают природу своего страха, как в присутствии фобического стимула, так и вдали от него. Поэтому необходимо вести просветительскую работу среди них и повышать уровень их знаний.
Ввиду этих данных наш второй доброволец согласился на месяц взять к себе домой террариум с большим пауком птицеедом. Нашему журналисту пришлось не просто находиться с пауком в одном помещении, но и кормить его, а также добавлять воды. Для этого мы выбрали самый спокойный вид пауков - Brachypelma smithі.
- Пауков я боюсь с детства. Они меня никогда не кусали, не нападали, но они просто невыносимые твари. Первый день я даже не смотрел на паука, просто игнорировал. Потом любопытство взяло верх. Во-первых я понял, что большой паук, которого можно хорошенько рассмотреть - вызывает меньше опасений. Спустя неделю я уже начал называть паука по имени. Они, разумеется не реагируют и не отвечают. Психолог говорил мне, что назвать по имени свой страх - это уже 50% победы над последним. Потому Григорий поселился на книжной полке.
Я считаю, что мне повезло больше всех, потому что пауки едят раз в несколько недель, так что по сути я только один раз его кормил и больше мы не сталкивались.
- Вот это был очень нервный процесс, казалось что даже под ногтями у меня вспотело. Еще одним условием эксперимента - была идея взять в руки паука. Идея мне очень не понравилась. Но спустя месяц я как-то привык к Григорию и под чутким руководством его владельца - мы это сделали. Это был, пожалуй, еще один пиковый момент моего страха. Даже невозможно объяснить, что именно пугает - то что он тебя сожрет, или что укусит, или что будет бегать по тебе. Скорее всего все вместе.
- Итог: я перестал паниковать при виде пауков. Оказалось, что постоянное наблюдение за предметом своей фобии - уменьшает проявление фобии. Не скажу, что я с легкостью бы взял паука, но я точно не испытываю больше паники, когда встречаю пауков в быту.
Акрофобия
Акрофобия или страх высоты - тоже считается наиболее распространенным страхом среди людей. Люди, страдающие акрофобией, могут испытать приступ паники на большой высоте и оказаться неспособными спуститься вниз самостоятельно. Среди них женщин, как правило, такая фобия встречается в два раза чаще, чем среди мужчин. Наш третий доброволец - журналистка с устоявшимся страхом высоты, которая согласилось подняться на смотровую вышку в лесу.
- Высоты я боялась не всегда. До 15 лет я была бесстрашной и любила встречать закаты на крышах высоток. Потом случился переломный момент, когда с крыши спрыгнул мой приятель и с тех пор высота вызывала у меня даже не панику, она парализовала меня до такой степени, что я могла опуститься на колени, чтобы быть максимально ближе к земле. Правда, тут нужно отдать должное совместной работе с психологом. Без предварительной проработки этих тем - очень маловероятно, чтобы я согласилась себя проверить. Поход назначили на сухой и теплый день, вышка - 40 метров. На подходе я еще была полна энтузиазма, но на первом пролете уже нервничала и хотела сбежать. «Там прекрасная панорама» - говорили мои сопровождающие. Ну что ж.
На втором пролете у меня промокли спина, волосы и к горлу подступил ком. Чем выше мы поднимались - тем сильнее я цеплялась за вертикаль лестницы.
- Что хорошо - это всегда можно было откинуться назад и облокотиться о заграждение. Но в какой-то момент мне показалось, что я могу провалиться в дыру и упасть. Я сильно запаниковала и собралась уже спускаться назад. Но мои гиды - тактичные и спокойные люди, всячески поддержали меня и я продолжила путь. И вот наконец-то мы выбрались. Руки болели, плечи болели, я была красная, как вареный рак. Вид действительно был очень красивый, лес внизу был зеленый и качался подобно воде. Я видела, как садится солнце, гиды шутили и говорили на отвлеченные темы. Потом начался маршрут вниз. Я постоянно повторяла себе, что чем ближе к земле - тем меньше урон. Спустились мы благополучно. Ноги дрожали от напряжения, на ладонях натерла мозоли, но зато я смогла и не умерла от страха. И эта победа для меня, на самом деле, очень о многом.
- Итог: мне перестали сниться кошмары о высоте и крышах - это качественно улучшило мой сон. И вообще, то что я смогла это сделать несмотря на негативный прошлый опыт, говорит о том, что все проблемы от незнания самих себя. Боюсь ли я сейчас высоты? - спросите вы, - я отвечу что опасаюсь. Но дикого ужаса уже нет и это моя победа.
Автор: Ася Николаенко
Вам будет интересно почитать на Ivona: