Продюсер Яблонски: Мы должны нести ответственность за Олега Сенцова
Вы вошли в состав членов жюри международной конкурсной программы ОМКФ 2015. По каким критериям вы оцениваете работы?
– По тем же критериям, которые я обычно использую, оценивая фильм как профессионал. Что важно для зрителя? Чтобы история захватывала. Поэтому, когда я смотрю фильм, история должна быть так преподнесена и захватить меня до такой степени, чтобы я забыл о том, что я профессионал или член жюри. Это важно.
Вы руководствуетесь разумом или сердцем?
Читай также: Документалист Сергей Буковский: Телевизионного зрителя оглупили!
– Сердцем. Разум только после сердца. Во-первых, кино – это искусство, построенное в первую очередь на эмоциях. И я действительно верю в то что я называю “массовым кино“. Массовое в смысле “тотальное“, которое передает смыслы и идеи визуально, с помощью звуков, с помощью чувств. А разум здесь уходит на второй план. Прежде всего опыт, эмоциональный опыт. Я руководствуюсь только сердцем.
Если бы вам пришлось оценивать собственные фильмы, какой фильм вы бы сочли наилучшим?
– Это сложно. Должен сказать, что мне нравятся все фильмы, в создании которых я принимал участие и многими из них я горжусь, если не всеми. Они как дети. Иногда ты понимаешь, что у них есть какие-то слабые стороны, недостатки, но они все равно твои дети. И невозможно сказать, что ты их не обожаешь. Каждый фильм несет в себе определенную идею и смысл. Первый полнометражный фильм, который я снял, был очень важным. В нем было показано все, что важно для мня. Хороший фильм, нестандартный способ рассказа истории, и очень важная тема, которая касается политической истории. Это все, что меня волнует больше всего. Эта тема политически очень важна и я осознаю что это один из важнейших фильмов для новой Польши. Потому что в нем раскрывается важнейшая проблема – секреты времен коммунизма, которые не были раскрыты, и с которыми мы каждый раз шли на выборы. Это первое.
Еще одним важным фильмом был Нужно убить Секала, который стал первой совместной работой режиссеров Восточной Европы. Я поддержал создание чешского фильма с участием Словакии. Было сложно, потому что мы привыкли говорить о французских, немецких фильмах, а я предложил создать сотрудничество с Чешской Республикой. Никто не верил в нас, а мы сделали фантастический фильм – очень хороший, очень важный и известный во всех странах мира. Это было важно. С другой стороны, самый сложный фильм, и фильм, которым я горжусь больше всего – Последствия, снятый в 2012 году. Я затронул самую тяжелую тему, самое большое табу в Польше, я бы даже сказал в Европе, потому что история этого фильма рассказывает об антисемитизме и об уничтожении еврейского населения поляками во времена Второй мировой войны. Это факт, но поляки его отрицают.
Поэтому мы решили снять полнометражный фильм и в 2013 году в Штатах он вошел в тройку лучших иностранных фильмов. Поэтому с профессиональной точки зрения фильм очень хороший, но с другой стороны он вызвал огромное количество дискуссий в Польше. Я никогда не видел, чтобы фильм мог вызвать такие политические дискуссии. О нем писала каждая газета, о нем говорили в каждой телевизионной программе, эмоции зашкаливали. Я не могу сказать что половина, но большая часть населения ненавидела его. Одни выступали против, заявляя что он “антипольский“, другие говорили, что они гордятся тем, что этот фильм был снят поляками и они были просто в восторге от него.
И я вижу насколько важна роль кинорежиссера. Он несет социальную ответственность перед страной, перед народом. И даже через выдуманную историю можно рассказать о наиболее важных вещах, можно изменить что-то. И это то, что мне интересно. Я был режиссером этих фильмов, но я одновременно выступал и в роли продюсера. Все фильмы так или иначе затрагивали важнейшие темы. Как мне кажется важнейшие. По крайней мере для меня.
В марте 2015 года вы поддержали акцией на “польском оскаре“ украинского кинорежиссера Олега Сенцова. Как вы считаете, может ли такого рода поддержка помочь политическим заключенным?
Читай также: ОМКФ 2015: Потемкинскую лестницу в Одессе признали “сокровищем“
– Конечно. В первую очередь я хочу сказать, что Олег очень храбрый человек. Я восхищаюсь им и когда я услышал его речь, которую он произнес во время судового процесса, я был полон уважения к нему. Потому что я не уверен в том, что каждый из нас был бы способен на такое.
Я думаю что то, что мы делаем важно. Важно, чтобы Россия прекратила обращаться с ним подобным образом, так как это опасно для него. Мы помним, когда тысячи поляков были отправлены в Сибирь и уже не вернулись от туда, они погибли там. Сегодняшняя система очень напоминает прежнюю, которая была очень жестокая. Если они могут арестовать невиновного человека, забрать его с его родной страны и привезти в Москву, держать его в заключении, я могу представить худшее, что может произойти, и такие случаи были в истории. Фильм, о котором я говорил, мой первый фильм – это история о политических убийствах во времена коммунизма, когда в Кракове погибли студенты и обстоятельства их гибели не известны до сих пор. Ясно, что это было политическое убийство. Наша обязанность подать знак Олегу, если он сможет получить этот знак. И наша обязанность в том, чтобы сделать все возможное и предотвратить наихудшее. Это наша ответственность. Мы должны нести ответственность за Олега Сенцова.
Почему вы решили сделать это именно таким образом – на польским кинофестивале? Что стало причиной такого решения?
– Вы знаете, потому что я сыт по горло многими событиями, начиная от Холокоста и заканчивая войной на Донбассе. Я сыт по горло привычными демократическими способами протеста, когда политики кричат: мы шокированы всем, что происходит на Донбассе. Мы должны сделать что-то большее. И я начал думать, а чем бы мы могли быть полезны, как бы мы могли подать видимый знак. Мои коллеги говорили мне, что я иду на риск, предупреждали, что что-то может пойти не так, у них были нехорошие предчувствия по этому поводу. Они пытались предостеречь меня. Я сказал нет. Я хочу чтобы эти люди были активны, я не хочу чтобы они молчали и я придумал эти карточки. Я сказал своим коллегам, что я сделаю это сам со сцены и это было показано на всю Польшу. Я боролся и получил разрешение президента польского телевидения на то, чтобы мое выступление показали на всю Польшу. Конечно, они несут ответственность за то, что они показывают.
Они были абсолютно счастливы нас поддержать и поверьте мне, когда я стоял на сцене, я видел 800 человек – лучших польских кинорежиссеров, высокоуважаемых людей, членов польского правительства и все они держали карточки “Я – Олег Сенцов“. Как минимум, это нечто большее, чем обычная акция протеста. И эту акцию увидели 2 миллиона телезрителей по всей стране. Они узнали об Олеге Сенцове. Возможно, в следующий раз они подпишут петицию.
Сегодня много российских знаменитостей в сфере шоу-бизнеса были объявлены персонами нон-грата в Украине. Им запрещено выступать на территории Украины. То же самое происходит и в России. Как вы считаете, стоит ли смешивать политическую жизнь и культурную жизнь? Это одно и тоже? Если у нас политическая война, у нас должна быть и культурная война?
– На самом деле здесь две стороны вопроса. Я всегда выступаю за свободу – свободу слова, свободу передвижения. После того как я снял фильм, который был очень спорным и неоднозначным для польского народа, был еще один фильм – об авиакатастрофе в Смоленске. Кто-то говорил, что и это “антипольский“ фильм. Но как можно называть фильм “антипольским“ если он снят поляками. Этот фильм означает, что у нас есть определенный консенсус в некоторых вопросах. И в свободной стране человек должен быть свободен в своих взглядах и высказываниях. Но с другой стороны, он не направлен против государства, он не направлен против демократии. И вы не должны разрешать людям, которые поддерживают вашего врага, который ведет огонь на вашей территории, приезжать и пользоваться гостеприимностью вашей страны. Это очевидно для меня. Это то, что я вижу.
Вы знаете, демократия в каком-то смысле этого слова – это фантастическая система. Но иногда она слаба по отношению к людям, которые эту демократию нарушают. И мне кажется, мы должны яростно защищать ее в этом смысле. Конечно не путем нарушения правил, не путем применения определенного режима, но иногда мы должны встать и сказать “нет“.
Это демократия, это независимость вашей страны. И я должен сказать, что информационная война не менее важна в наше время. Информационная война использует такие инструменты, как Twitter и другие социальные сети, телевидение, радио, газеты. И в этом смысле вы должны защищать вашу страну. Поэтому, если кто-то пытается вам сказать неправду, если кто-то пытается навязать вам неправдивую информацию, чтобы запутать вас, вы должны защищать людей от этого. В этом у меня нет сомнений.
Автор: Юлия Мясоедова
Напомним, генеральным медиапартнером Одесского кинофестиваля 2015 является канал Украина.
Смотри онлайн видео с Дариушем Яблонски: