Жанна Бадоева: Дети – это зеркальное отражение родителей
Жанна, когда вы еще в детстве представляли свое будущее, что вы видели? Детей, популярность, карьеру?
– О том, что я буду мамой, я знала всегда. Сколько детей будет, конечно, знать не могла. А касательно популярности, не думала об этом. Всегда мечтала делать что-то связанное со сценой, это – да. Я думала, что когда вырасту, буду балериной или актрисой. Певицей, правда, никогда не хотела быть, потому что у меня нет музыкального слуха.
Как вам удается совмещать материнство и карьеру? Вам кто-то помогает с детьми?
– Я, наверное, не столько совмещаю материнство с карьерой, сколько просто живу в этом ритме. Мне помогают и мама, и няня, и потом у меня уже взрослый сын, который может последить за дочкой.
Какие черты характера вы пытаетесь развить в своих детях?
– В первую очередь, я стараюсь развивать в детях то, что заложено природой. Потому что каждый человек от рождения чем-то одарен. Я стараюсь прислушиваться к детям и отталкиваться от того, чего хотят они сами. Если они не хотят заниматься тем, к чему у них не лежит душа, я не заставляю. Но это не означает, что я – нетребовательная мама.
Есть у детей уже какие-либо стремления относительно будущей профессии?
– Мне кажется, что говорить, например, про будущую профессию Лолиты, которой только девять лет, даже как-то смешно. Могу сказать лишь, что я бы хотела, чтобы она была счастливым человеком, воспитанным, интеллигентным. Чтобы она была полноценной личностью. А относительно Бори, ему шестнадцать лет, пока он идет к своей, как ему кажется, цели. Это – кинорежиссура. Время покажет.
Читай также: Супермама Лилия Ребрик: Я шла на роды, как на работу
Вы согласны с тем, что литература воспитывает человека? Вы своим детям много читали в детстве? И какие книги они читают сейчас?
– Литература однозначно воспитывает человека. Это одна из составляющих хорошего воспитания. Борис у меня столько читает книг, что даже я за ним не успеваю. Он читает очень серьезную литературу. Это – и Солженицын, и Фрейд, и Кафка, и русская классическая литература, особенно Чехов, Толстой, Достоевский, Булгаков – вот что есть на его письменном столе. И его никто читать не заставляет, он делает это сам, потому что ему интересно. А росли они на тех же книгах, на которых росли и все мы, на сказках.
Как вы считаете, можно научить ребенка любить, ценить, дружить, заботиться? Или все это должно само прийти со временем?
– Я думаю, что научить этому, все-таки, нельзя. Дети – это зеркальное отражение родителей, и чему бы ты не учил детей, если ты сам не такой, если ты сам не умеешь любить, если ты сам не умеешь дружить, то как ты можешь научить этому детей? Это нереально. Я думаю, что только личный пример, твой образ жизни, твое восприятие жизни могут дать какие-то плоды относительно ребенка.
Жанна, вы очень много путешествовали, наверное, ваши дети тоже успели увидеть мир. Где им больше всего нравится? Где им комфортней, интересней отдыхать?
– Моим детям комфортнее всего в Америке, там, где есть Диснейленд, парки развлечений. Хотя в последнее время Европа завладела их сердцами. Это – Испания, Италия. Лолита обожает Францию, но это, наверное, связанно с тем, что она ходила во французский садик. Но особенно сейчас моих детей увлекает культура Италии.
Ваша дочь похожа на вас в детстве?
– Мне кажется, будто это просто какая-нибудь копирка. Даже не думала, что такое может быть. Но в ней есть и черты характера отца – Алана. Но, так как мы и с Аланом чем-то похожи, сейчас это сложно разобрать. Я была точно такой, как она. Может только не столько гипертрофирована, не такая воображуля, как она, в хорошем смысле этого слова. Мои родители – молодцы, они воспитывали меня демократично, но, все равно у меня было много ограничений, я же советский ребенок. Это я стараюсь немного исправлять в отношении моих детей.
Алан часто общается с детьми?
– Часто не всегда получается, у него очень много работы. Но когда он в Киеве, когда свободен, всегда находит минуту встретиться. Также он часто звонит или общается с Борисом по скайпу.
Есть ли у ваших детей какие-то увлечения, хобби?
– Борис занимается плаваньем, а Лолита занимается всем, что только можно придумать. Я, в принципе, стараюсь ее немного ограничивать, потому что у нее нет времени даже отдыхать. Ей очень нравится рисовать, и у нее правда есть талант. Сейчас она попросила, чтобы я ее записала на кулинарные курсы, английский язык, французский язык, восточные танцы, ушу и шахматы. Я не понимаю, как она будет все это совмещать, но пусть попробует. То, что Лолита для себя выделит, тем и будет заниматься.
Вы можете назвать себя строгой мамой? Случается, что наказываете детей?
– Да, случается. Я же, все-таки, мама-папа. Не могу назвать себя строгой, но я – справедливая. Никогда не говорю детям слово “нет“ просто так. Объясняю свой отказ очень четко и ясно, так, чтобы они поняли. Я даже не произношу слова “нет“, говорю, что на данный момент мы этого делать не будем, сделаем тогда, когда будет возможность. И они это понимают.
А как относитесь к физическому наказанию? Шлепнуть ребенка – это нормально для вас?
– Я, конечно, против того, чтобы поднимать руку на детей, но иногда так достанут, что хочется прибить их по полной программе (смеется). Я же человек эмоциональный. И полотенца могут лететь, и рубашки могут лететь. А почему нет? Слава Богу, что не утюг.
Жанна, посоветуйте, как женщине, которая осталась одна с детьми, пережить развод? Как поддержать детей в этой болезненной для них ситуации?
– Тут посоветовать что-то дельное практически нереально. Я осталась с маленьким ребенком на руках, когда ему было восемь месяцев. Это даже не совет, но я просто хочу сказать, что жизнь у тебя одна, тратить ее на слезы, на обиды, на разочарования, на злость – это очень неправильно. Иногда можно поплакать, но три дня максимум. Уходить в депрессию, когда у тебя есть ребенок – это, если не преступление, то просто неправильно. И ты теряешь свое время, и ребенок теряет очень много, потому что у него на этот момент нет ни папы, ни мамы, потому что мама ушла в свою депрессию. Лучший выход – постараться быстренько взять себя в руки. Я думаю, тут на помощь может прийти только ум и сердце, не советы подружек и бабушек, а именно собственный здравый холодный ум.
Как вы считаете, развод меняет женщину?
– Не хочу говорить общие фразы, могу сказать лишь о себе. Я ни в коем случае не призываю к разводам, но все мои разводы давали мне такой толчок к тому, чтобы действовать, и настолько круто меняли мою жизнь в лучшую сторону, что точно могу сказать – если брак изживает себя, если нет чувства в сердце, нужно отпускать. Если оно твое – оно останется, если нет – ты пойдешь дальше и найдешь себя.
Автор: Надя Пасичнюк