Ученые из Наньянского технологического университета, что в Сингапуре,  изобрели материал в форме покрытия, обладающего свойством притягивать бактерии подобно магниту и уничтожать их без использования антибиотиков.

Данный материал убивает не менее 99% всех бактерий и грибков, вступивших с ним в контакт. В данный момент материал используется двумя компаниями: производителем контактных линз и изготовителем лекарств для животных. Следующим этапом должно стать расширение границ применения покрытия в биомедицинских и потребительских товарах, начиная с имплантатов и хирургических инструментов и заканчивая кухонной посудой и столовыми приборами. По сути, это единственная эффективная альтернатива, способная заменить "бесполезные" антибиотики, беспомощные перед супербактериями.

Читай также: Кориандровое масло убивает опасные бактерии

Основой суперпокрытия стал поли(диметилдециламмониум хитозан метакрилат). Этот похожий на губку поликатионный полимер обладает некоторым положительным зарядом, притягивающим к себе бактерии, клеточная мембрана которых несет отрицательный заряд. Однако интимная близость бактерии с новым покрытием не сулит первой ничего хорошего. При контакте с губчатым материалом клеточная мембрана буквально засасывается внутрь нанопор, что приводит к ее разрыву и, следовательно, немедленной гибели бактерии.

Как стало известно в ходе исследований, материал уничтожает и печально известную синегнойную палочку, вызывающую инфекции верхних дыхательных путей, пищеварительного тракта и мочевых путей, и "легендарный" золотистый стафилококк, первопричину самых разнообразных, в том числе смертельных, недугов.

Подробности о материале и результатах его тестирования опубликованы в журнале Nature Materials.

Воодушевившись успехом с твердым полимерным покрытием, ученые создали и противомикробный раствор широкого спектра, действующий по тому же принципу и селективно уничтожающий только бактерии и грибки, без ущерба для клеток человеческого тела.

Читай также: Стало возможным путешествовать по человеческому телу

Активным веществом является противомикробный пептидополисахарид, который также притягивается к клеточной мембране, вызывая нарушение ее целостности – а значит, и гибель микроба. А поскольку в обоих случаях противомикробное действие основано на физическом разрыве клеточной мембраны, бактериям будет невероятно трудно выработать эффективный способ выживания. Форма жидкого раствора позволяет использовать такую противомикробную защиту в виде кремов и лосьонов для дезинфекции, а также для обработки серьёзных или хронических ран. Ни одна бактерия, устойчивая к действию даже самых сильных антибиотиков, не устоит.

Результаты этой части исследований опубликованы в журнале Advanced Materials.