День памяти Марины Цветаевой: вечные стихи великого поэта
31 августа 2017 года исполнилось 76 лет со дня трагической гибели великого поэта Серебряного века Марины Ивановны Цветаевой.
В 1941 году в этот день в маленьком городке Елабуга (Россия) Цветаева покончила с собой в возрасте 48 лет.
Многие в современное время узнают для себя поэтессу из песни Земфиры Я полюбила Вас, Марина Цветаева, однако, как мало в этом знании по сравнению со всей жизнью этой уникальной женщины.
Любовь мучала ее всегда. Всю жизнь Марина Ивановна, как сама писала в дневниках, пролюбила не тех.
“Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: “Мой милый, что тебе я сделала?“
Так открыто говорить стихами о любви в то время никто не мог себе позволить.
“Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, у всех золотых знамен, у всех мечей, я ключи закину и псов прогоню с крыльца — оттого что в земной ночи я вернее пса.“
Цветаева умела любить личность, не смотря на пол, возраст и политические убеждения. Двойственность восприятия любовных чувств съедала поэтессу всю жизнь.
“За то, что мы, что наши жизни — разны во тьме дорог, за Ваши вдохновенные соблазны и темный рок, за эту дрожь, за то — что — неужели мне снится сон? — за эту ироническую прелесть, что Вы — не он.“
Но что же было делать хрупкой женщине, душа которой была открыта нараспашку и при этом до конца не понята никем.
“Ах, далеко до неба. Губы — близки во мгле. Бог, не суди! Ты не был женщиной на земле.“
Цветаева боролась за справедливость, за правду и честность не только любовных чувств.
“Если душа родилась крылатой — что ей хоромы и что ей хаты! Что Чингисхан ей — и что — Орда. Два на миру у меня врага, два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных — и сытость сытых!“
Великим стихам Цветаевой, как драгоценным винам — “настал свой черед“. И в нынешнее время мало кто не знает цветаевской поэзии, вызывающей дрожь в коленях чуткостью своей глубины и тем, как сильно Марина Ивановна ощущала и понимала эту жизнь.
“Станет горечь улыбкою скоро, и усталостью станет печаль. Жаль не слова, поверь, и не взора, — только тайны утраченной жаль! От тебя, утомленный анатом, я познала сладчайшее зло. Оттого тебя чувствовать братом мне порою до слез тяжело.“
Марина Цветаева стала символом Серебряного века, вечным, неповторимым, бессмертным.
В душах ее поклонников всегда будет биться вопрос “зачем так рано?“, однако, никто не сможет сказать, что Марина Ивановна при этом многого не успела.
Она жила, она любила до исступления, сгорала в страстях, но всегда поступала так, как хотела, не скрывая от общества своих чувств. Это ли не абсолют, которого так жаждет человеческое сердце?
“Виолончель и кавалькады в чаще, и колокол в селе…Меня, такой живой и настоящей на ласковой земле! К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры, чужие и свои?! — Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви.“
В 1992 году отмечали 100-летие со дня рождения Марины Ивановны, патриарх Алексий II совершил отпевание поэтессы. Многие правоверные в то время отнеслись к этому изумленно, ведь отпевать самоубийцу грех.
На вопрос о том, что позволило сделать исключение для Цветаевой, патриарх ответил: “Любовь народная“.
И больше не добавил ни слова.
Смотри ретроспективу фото с Мариной Цветаевой под композицию на текст легендарного стихотворения Уж сколько их упало в эту бездну:
%video631214%