Как правило, дети начинают выдумывать в 3-4 года, а в 5-6 уже изо всех сил фантазируют. Они верят и одновременно не верят, что Святой Николай прячет подарки в носок, что куклы ночью общаются между собой. Игровые сюжеты становятся реальностью: игрушки «хотят есть», «болеют», пистолеты «по-настоящему» поражают неприятеля.

Все это, к счастью, не вранье, а детская фантазия — наивная, непосредственная, безвредная и бескорыстная. В большинстве случаев она свидетельствует лишь о развитом воображении. Но бывает, что дети начинают выдумывать, чтобы дополнить свой внутренний мир тем, чего им не хватает.

Чаще всего фантазируют одинокие, замкнутые детки. Тем не менее, из них часто вырастают творчески одаренные люди.

Если твой малыш откровенно фантазирует, ни в коем случае не обвиняй его во вранье.

Разберись, почему ребенок выдумывает. Например, сын может воображать себя супергероем или богатырем, который побеждает  врагов, если он физически слабый. А девочка будет рассказывать, что Буратино не хотел спать, залезал под кровать, смешил всех, если она сама не любит «тихий час».

Направляй фантазии малыша в творчество. Когда услышишь новую историю, скажи: «Чудесно! Из твоего рассказа выйдет интересная сказка. Попробуй ее написать или нарисовать». Так вымысел станет поводом для создания литературного «шедевра».

Но фантазер может превратиться в пустого мечтателя. Если ребенок вместо того, чтобы учиться преодолевать трудности, постоянно окунается в мир мечтаний и иллюзий, вероятно, из него вырастет не совсем приспособленный к жизни человек. Такого малыша периодически нужно «возвращать на землю».

Фантазия — безвредная, чего не скажешь о вранье. Как правило, в детском вранье виноваты взрослые. Ведь они требуют от малыша говорить лишь правду, а услышав ее, сурово наказывают. Поэтому и возникают у маленьких мюнхгаузенов мысли — как схитрить, недоговорить, переврать.

Боязнь наказания — основная причина вранья.

Твой первоклассник любит после уроков погонять в школьном дворе мяч. А ты ему за это устраиваешь взбучку: «Разве ты не знаешь, что в два ты должен быть дома?!» Именно в таких случаях дети прибегают к вранью. В следующий раз ты узнаешь, что у чада был «дополнительный урок» или ему «нужно» было зайти в библиотеку. И наоборот: в семьях, где не ругают детей по любому поводу и умеют выслушать, причин для вранья нет.

А чувство стыда? Когда по контрольной «двойка», а дома ждет неприятный разговор. Ясно, что ребенку легче сказать: «Да в классе никто не решил задачу. Разве что две зубрилки!»

Еще одна из причин детского вранья — родительский эгоизм и бестактность. Любая неприятность ребенка воспринимается старшими как что-то ужасное. Плохая оценка, разорванные штаны и даже бутерброд, который он не съел в школе — за все это родители устраивают ребенку домашнюю экзекуцию: «Так делать нельзя !»

Малыш попадает в жесткий круг критики, единственный выход из которого — самозащита. Дети хотят избежать не только наказания, но и насмешек. И обман в таких случаях — не что другое, как тактическое защитное средство.

Желание избежать конфликта принуждает детей прибегать к неправде. Так исчезают «ненужные» страницы из дневника, придумываются всяческие истории, возникают неожиданные болезни.

Бывает, что обман — единственный способ достичь цели, обойти запреты. Мальчик, чтобы не стричь волос, обматывал голову бинтом, а потом рассказывал учительнице, как он ударился, когда упал со ступенек. Но иногда обман — не имеет значения, детский или взрослый, — оправдан нежеланием ябедничать, выдавать секреты друзей.
 
Меньше ругай ребенка, чтобы у него было меньше причин для вранья.

Проанализируй свое поведение: какой твой поступок мог спровоцировать малыша на хитрость и обман. Вспомни, как ты сама в детстве говорила неправду (ведь было!) и проникнись нынешними переживаниями своего чада.

Не провоцируй дополнительное вранье ребенка своими вопросами «на засыпку», требуя признаний, не устраивай допросов и суда над «преступником».

Не давай пример своими обманами (просьба сказать по телефону, что тебя нет дома), придерживайся своих обещаний, а когда не удается, аргументировано объясни, а не безразлично отмахивайся: «Мало ли что я там говорила».

Чаще восхищайся своим ребенком, демонстрируй свою любовь к нему. Старайся не ставить ему других в пример.

Среди детей есть патологические врунишки, с которыми бороться без толку — это врожденное качество. Но малышей с таким недугом очень мало — два-три на 10 тысяч.

Журнал «Вона»