Борис Ложкин: Чтобы добиться успеха, надо не мечтать, а ставить цели
Борис Евгеньевич, вы начали карьеру в журналистике с 14 лет. С кем из звезд было ваше первое интервью?
– По-моему, с Николаем Караченцовым. Он мне очень понравился! Оказался непритязательным, скромным, совершенно незвездным человеком. Меня поразил один факт: несмотря на то что у артиста каждый день спектакли, он с утра по 3-4 часа играл в теннис. Даже в гримерке у Николая Петровича стояла теннисная ракетка.
С некоторыми знаменитостями очень трудно общаться. Неудачные интервью были?
– Совсем неудачных не было. А такие, после которых я оставался не совсем доволен результатом, случались. Как по мне, общение с Пугачевой и Кальяновым в 1990-м или 1991-м получилось поверхностным. Хотя это, скорее всего, было связано не столько с ними, но и с общей атмосферой во время интервью. Спустя 19 лет мне представилась возможность еще раз пообщаться с Аллой Пугачевой: она приезжала в Киев на запуск нашего совместного проекта Радио Алла. Знаете, когда находишься рядом с Аллой Борисовной, окончательно убеждаешься в том, что это профессионал высочайшего уровня. Она вникает во все детали и в работе всегда выкладывается по максимуму. Приехав в Киев, первым делом потребовала сценарий презентации Радио Алла. Внимательно изучила его, внесла изменения и в итоге все сделала по-своему. Но иначе и быть не могло, ведь Алла Пугачева всегда оказывается в центре события, а все остальные – вокруг.
Как по мне, общение с Пугачевой и Кальяновым в 1990-м или 1991-м получилось поверхностным
23 октября у вас двойной праздник – ваш собственный день рождения и день рождения Теленедели. Каким подарком вас можно удивить?
– Наверное, первым номером Теленедели – так получилось, что у нас в архивах он не сохранился. Уже несколько раз объявляли награду человеку, который его пришлет. Но пока есть только второй выпуск.
А какое из полученных поздравлений было самым трогательным?
– Сложно сказать, я ценю каждый подарок. Из последних сюрпризов – жена на прошлый мой день рождения организовала нам поездку в Грузию. Когда Надежда к ней готовилась, наводила у друзей справки об интересных местах в Тбилиси, а те уточняли у своих друзей... Так судьба нас привела к Нино Катамадзе, уникальной грузинской певице, которая в результате сама нам показала "ее любимый Тбилиси". Это было незабываемо – увидеть старинный город ее глазами.
Знаю, вы тоже любите делать сюрпризы. Какой из них считаете самым удачным?
– Ой… (Задумался.) Знаете, к моим первоапрельским звонкам все в компании уже привыкли. Мне нравится, когда в напряженной работе находится время для праздника или хорошего настроения. И вообще, дарить людям праздник – это сложная, но очень приятная задача. Если берусь за нее, тщательно придумываю, что может порадовать именинника, чем его можно рассмешить или удивить.
На один из последних дней рождения жены вы с дочкой приготовили трогательный подарок – спели песню. Чья была идея?
– Моя. Дочь Настя меня поддержала несмотря на то, что даже в караоке мы редко поем. Для Надежды это было абсолютно неожиданно. Я придумал, как все должно быть, пригласил отличных музыкантов. И мы с дочерью спели песню Если б не было тебя.
Из последних сюрпризов – жена на прошлый мой день рождения организовала нам поездку в Грузию
Долго репетировали?
– Да-а-а! Я на сцене не только пел, но и играл на гитаре. В юности немножко занимался, но пальцы уже ничего не помнят. Поэтому пришлось работать до мозолей.
Люди часто боятся экспериментировать, чтобы не показаться неуклюжими и смешными. У владельца самой крупной в Украине медиаимперии есть комплексы?
– Как у любого нормального человека. Больших, наверное, нет. Я был журналистом: эта профессия комплексов не предполагает. А так… Есть ощущение, что не сделал всего, что хотел сделать. Когда занимался только Теленеделей, всегда считал, что следующий номер должен быть лучше предыдущего.
О создании Теленедели ходят легенды. Одна из них гласит, что перед запуском первого номера вы написали на салфетке, какой тираж будет у издания в будущем и в каких странах она выйдет.
– Я действительно написал, но спустя несколько недель после того, как вышла газета. И не на салфетке, а в блокноте – в каких городах Украины она будет выходить и каким тиражом. Практически угадал! Эта страничка, кстати, сохранилась.
Я был журналистом: эта профессия комплексов не предполагает
Если верить другой легенде, вы начинали свой бизнес, продавая литературу, купленную в Прибалтике и Москве…
– Так и было. В 1989 году я создал в Харькове первую розничную сеть по торговле печатной продукцией. Иногда сам за лотком стоял.
Правда, что вас выгнали с экзамена в МГУ?
– Да – за то, что помогал девушке писать сочинение. Вторая попытка поступить в этот вуз на журфак тоже была неудачной – из-за тройки на экзамене по истории. Я вступил с преподавателем в дискуссию по поводу одного из пунктов билета. Свою позицию аргументировал в том числе и публикацией в журнале Новый мир, где печатался, например, Солженицын. В ответ услышал, что в Московский государственный университет по Новому миру не поступают. В итоге недобрал один балл и пошел в Харьковский пединститут на факультет иностранных языков.
Сомтри также: За кулисами модной фотосессии журнала Vogue
Психологи считают, что мысль материальна. В детстве вы представляли себя успешным состоятельным человеком?
– Только так! Не обязательно в сфере медиа, но обязательно успешным. Отчасти, наверное, потому, что мы с мамой жили в спартанских условиях – в маленькой однокомнатной квартирке. Я согласен с тем, что мысль материальна. А сила этой материальности зависит исключительно от человека. Он всегда получает то, что на самом деле хочет.
Сейчас кто-то смог бы повторить ваш путь – не имея, как и вы, ни миллионов на развитие бизнеса, ни покровителей?
– Путь у каждого должен быть своим. Но уверен на 200%: даже без серьезных денег и поддержки в любые времена можно построить бизнес – и куда успешней, чем тот, что построил я. При одном условии: если это будет не желание и не мечта, а именно цель.
Запустить в Украине Forbes вы смогли через несколько лет после того, как эта идея возникла. Потом появился украинский Vogue. Что вас больше всего впечатлило в общении со знаменитыми американскими издателями?
– Их отношение к работе и к деньгам. Семья Форбс – это состоятельная династия. Более ста лет любой богатый человек мира стремится попасть в рейтинг этого журнала. При этом они очень скромные люди. И много работают.
В Conde Nast (создатель Vogue, Glamour, GQ и ряда других изданий. – Прим. ред.) меня поразила их глубина и серьезность отношения к бренду и контенту. Представители издательства приезжали в Киев, мы обсуждали, готова ли читательская аудитория к такому проекту, и в результате подписали контракт. Я всегда хотел сделать такой подарок украинским женщинам – украинскую версию лучшего в мире журнала о моде.
Я согласен с тем, что мысль материальна. А сила этой материальности зависит исключительно от человека
Как-то вы сказали, что не против поднабраться опыта в кулинарной школе. Удалось?
– Пока нет, но надеюсь, что когда-то и до этого дойдет очередь. Я крайне редко готовлю, хотя мне нравится процесс. Однажды на день святого Валентина для Надежды даже тирамису сделал – и получилось очень вкусно.
Есть еще что-то, кроме кулинарии, чему хотели бы научиться?
– На самом деле свои желания могу перечислять очень долго. Жизнь – это движение, нельзя стоять на месте. Кроме того, я люблю учиться и быть первым, чем бы ни занимался.
Читай также интервью: Виктор Васильев: Мне нравится ухаживать за дочкой
Лет восемь назад вы встали на коньки и начали играть в хоккей. Когда в последний раз клюшку в руки брали?
– Три года назад. Потом получил травму плеча, и наша команда, к сожалению, расстроилась. А вообще, конечно, с удовольствием поиграл бы снова. Кстати, хорошая мысль!
Это увлечение родом из детства?
– Нет, в детстве я очень любил читать, в особенности историческую литературу. Занимался изобразительным искусством, играл в шахматы – в общем, по улицам и дискотекам ходить особо было некогда.
Я всегда хотел сделать такой подарок украинским женщинам – украинскую версию лучшего в мире журнала о моде
Ваша дочь с 13 лет учится в Англии. Чем руководствовались в первую очередь, отправляя ее за границу?
– Мы хотели, чтобы Настя получила хорошее образование (а его уровень здесь и там несопоставим), чтобы стала человеком мира. В Англии она, как и все студенты, жила в общежитии в маленькой комнатке с удобствами на этаже. Много училась, стала очень самостоятельной. В этом году вообще нас поразила. Сама приняла решение о том, что хочет учиться в университете более высокого уровня, за три недели сдала 11 экзаменов – и ее приняли в UCL (один из лучших вузов Англии). Мы об этом узнали, только когда она добилась результата. Очень гордимся ею.
Вы лимитируете ее расходы?
– Конечно! У Насти есть месячный бюджет. И он весьма скромный. Правда, иногда дочь "попрошайничает" (улыбается). Естественно, мое сердце может дрогнуть – это зависит и от того, что именно просит, и от того, заслужила ли.
У вас с женой много общих увлечений?
– В принципе, да. Во-первых, мы вместе работаем (смеется). Наши главные совместные увлечения – современное искусство и путешествия. Любим кататься на лыжах, стараемся не упускать возможность послушать хорошую музыку или сходить в театр. Кстати, часто ходим в кино. Любим и разбираемся в вине.
У дочки есть месячный бюджет. И он весьма скромный
Знаю, что вы много читаете. Чем сейчас увлечены?
– Обычно читаю несколько книг одновременно. Из последних – Следующие сто лет Джорджа Фридмана, интересная футуристическая вещь. И Чехов. Я его очень люблю – иногда русская классика ставит мозги на место. Вообще, для меня книги – очень важная часть жизни. В юности на меня произвел весьма сильное впечатление роман Василия Аксенова Остров Крым. Мне очень нравился главный герой книги – редактор газеты Русский курьер Андрей Лучников. Я решил, что должен быть на него похож. Через много лет, когда уже прошел большой путь в бизнесе, мы встретились с Василием Аксеновым в Вашингтоне, и я лично поблагодарил его за книгу.
Вы руководите медиаимперией. Для того чтобы все успеть, приходится рано вставать?
– Я не жаворонок. Ложусь поздно, встаю в половине девятого. А дальше весь день расписан по минутам.
Время на семью в этом графике есть?
– В общем-то, да. Но его очень мало. Поэтому очень ценю те моменты, когда мы собираемся все вместе.
Борис Ложкин – украинский и российский предприниматель, основатель UMH group, мультимиллионер, медиаменеджер, который входит 30-ку самых влиятельных медиаменеджеров СНГ (по версии РБК).
Автор: Ольга Владимирова