Танцоры из Литвы: Культура должна быть актуальной и для людей
Во всем мире танцевальные спектакли – явление ультрамодное. В Украине к ним только присматриваются, особенно если говорить о постановках в урбанистическом стиле. Чтобы узнать, почему урбан-танец так популярен, мы встретились с артистами Low Air Айридой Гудайте и Лауринасом Жакявичусом.
Почему урбанизм? Почему именно это направление?
Айрида: Когда я в хореографической школе изучала другие стили (классику, народный танец), увидела, что они очень, как бы сказать, регламентированы. Много рамок, за которые нельзя выходить. То есть все должно быть вот только так и никак по-другому. А вот в урбан-стиле ты свободен, ты можешь “говорить“ и показывать то и так, как хочешь.
Урбанистический танец – хип-хоп, брейк-данс – построен на импровизации. И если в других направлениях больше внимания уделяется технике, то в урбан-танце – диалогу со зрителям, каким-то социальным аспектам“.
Лауринас: И урбанистическая культура в целом очень открытая, в том числе и для элементов других стилей. И очень социальная. Когда я попробовал работать в этом направлении, увидел – это круто! Захотелось развиваться дальше.
Любую постановку – театральную, танцевальную – каждый зритель видит, “читает“, трактует по-своему. Интересно услышать, какой смысл в спектакль вкладываете вы? Что вы хотите сказать своим танцем?
Лауринас: Мы стараемся в каждом новом спектакле говорить о том, что актуально именно в это время. И актуально не только для нас, но и вокруг нас. То есть каждая работа – это о том, что нас волнует именно в данный период жизни.
Театр и вообще культура должны быть актуальными. Они не для кого-то в космосе, они для людей, которые живут здесь и сейчас. И ты должен говорить с ними о том, что для них важно“.
Айрида: Мы стараемся искать для своих спектаклей месседжи и символы, которые были бы понятны и интересны зрителю, которые он мог бы читать. Закодированные в танце, но понятные. Чтобы зритель мог увидеть их и узнать в них свои переживания. Может, не сразу, а через день, через неделю. Но чтобы человек вышел после постановки и подумал: “Что-то со мной происходит, что-то откликается“.
О чем вы хотите рассказать зрителю в спектакле Feel-Link?
Лауринас: О людях, о том, как они часто не видят друг друга, не чувствуют друг друга.
Айрида: Это наша первая работа. Все началось с песни Нины Симон Feelings. Мы послушали, о чем эта песня, как Нина поет ее, с какой эмоцией. И это срезонировало с тем, что чувствовали и о чем думали мы. Вот так появилась идея сделать спектакль – как бы о нас самих, но и о других людях тоже. Это работа о двух характерах – мужчины и женщины, которые рассказывают свои истории. Но мы затрагиваем и другие актуальные темы, например тему интернета и того, что у современных людей нет времени быть и чувствовать. Они просто все фотографируют в спешке, потом возвращаются домой и просматривают картинки. А через год чистят карту памяти и все забывают.
Лауринас: Спектакль длится 40 минут. Одной четкой сюжетной линии нет, постановка разбита на три части. В первой мы говорим о воспоминаниях; во второй – о соперничестве, эгоизме, самовлюбленности; в третьей – о том, что есть ты и твой выбор.
Читай также: Music Hub: Шабанов и Никитин рассказали о состоянии украинской музыки
Айрида: В октябре спектаклю, кстати, будет уже пять лет. И приятно то, что он до сих пор интересен зрителю. Обычно танцевальные постановки “живут“ сезон, три-пять показов. А мы этим летом выступали с Feel-Link во Франции – было десять спектаклей. Ездили на фестиваль в Шотландию – 14 показов. Были в Швеции. И вот теперь спектакль увидели в Украине.
Сколько времени обычно занимает подготовка такого спектакля? Что самое сложное?
Айрида: Самое сложное – найти вот эти закодированные символы. Найти интересный актуальный подход к теме, о которой ты хочешь говорить.
Лауринас: Причем этот закодированный символ – не всегда движение. Иногда это композиция, иногда просто момент, когда ты попадаешь секунда в секунду с музыкой. Иногда – то, как ты стоишь, на кого и как смотришь. Часто для того, чтобы что-то “сказать“», нужно только это. И найти такое решение получается далеко не с первого раза. Иногда лишь после десятого прогона ты по чуть-чуть начинаешь понимать, о чем и как все должно быть.
Айрида: Чтобы получить максимальный результат, нужно на 100 % погрузиться в работу. И конечно, не спешить. Например, на подготовку Feel-Link у нас ушло примерно полтора года. Год мы вынашивали идею и полгода – уже занимались собственно подготовкой. Но столько времени на спектакль – конечно, роскошь. Обычно сроки более сжаты, где-то полгода на все.
И вопрос, который мы не можем не задать: сколько нужно тренироваться, чтобы ТАК танцевать?
Айрида: У профессиональных танцоров уже есть наработанная техника, поэтому нам нужно только поддерживать форму. К тому же мы преподаем и каждый день много танцуем вместе с нашими учениками. Иногда по шесть часов, иногда по три. Ну а пока учились сами, тренировались по три-четыре часа в день.
Лауринас: Но тогда было время, конечно. Сейчас график более плотный, но даже если находишь время на полчаса йоги или пилатеса утром и полчаса занятий техникой днем, остаешься в отличной форме. Ну и, разумеется, важны режим дня, правильное питание – нужно поддерживать физическую форму.