Виктория Тигипко рассказала о планах на следующий Одесский кинофестиваль
На пресс-конференции вы говорили, что относитесь в ОМКФ как к бизнесу. Может ли кинофестиваль приносить прибыль или хотя бы выйти на самоокупаемость?
– Любой проект, в котором работает команда и есть деньги, неважно чьи – партнеров, меценатов в нашем случае, наши деньги, группы ТАС, которая активно поддерживает фестиваль с самого первого года, – это уже бизнес.
Читай также: Закрытие Одесского кинофестиваля 2016: фотоотчет с красной дорожки
Если это не бизнес, это не работает. То есть, все, что работает, – это бизнес. Это работа очень серьезная, которая целый год длится, команда от десяти до 250-ти человек с лишним разрастается перед началом фестиваля. Нас уже вот столько плюс волонтеры – от 200 до 350 было в разное время, – то есть, это серьезный бизнес, где очень серьезно выстроены все процессы, мастер-планы по каждому направлению, есть руководители, и это такой маховик, который запускается, его останавливать нельзя, он работает целый год.
Если где-то сбой, то валится все. Нас буквально с первого года хвалят за качество организации, за реактивность команды буквально по всем направлениям, и это приятно. Это формирует “народное радио“, которое привозит нам новых звезд – личностей из мирового кино-бизнеса, которые и делают правильный, классный контент фестиваля, которым можно наслаждаться все девять дней один раз в году. За этим стоит огромная работа: на эти девять дней мы работаем целый год.
Как на фестивале сказались события в Турции? Ведь в этом году впервые была представлена турецкая панорама, и должно было быть много гостей из Турции.
– Ничего не произошло, никак не сказалось. Поменяли билеты гостей, которые летели через Стамбул. Было два представителя фильма, которых мы перенаправили через более безопасную географию. Это моменты, которые случаются на каждом фестивале. Чем больше фестиваль, чем больше география, тем больше таких моментов. Мы живем в такое время, когда где-то что-то происходит, и мы чувствуем последствия.
Читай также: Разбежкина на ОМКФ 2016: Жалею, что во время восстания декабристов не было камер
В этом году 75 стран подали заявки, 45 стран участвуют, и если бы везде было спокойно, это была бы большая удача. В наше время, я даже не помню, чтобы везде все было хорошо. Тем не менее, этого никто не видит, за исключением таких моментов, когда кто-то не может приехать из-за осложнившейся ситуации. Нужно привыкать, потому что фестиваль – это большой организм неуправляемый.
На какие мировые фестивале ориентируется Одесский кинофестиваль в организации и программе?
– И Sundance, и Toronto, и все хорошо организованные, умные фестивали, за которыми стоят сильные команды, нам нравятся – Берлин, Канны. Мы ориентируемся с одной стороны на организационные моменты, что мы пытаемся подчеркнуть на каждом фестивале. С другой стороны, на контент, который мы собираем по фестивалям.
Читай также: Виталий Манский на ОМКФ 2016: Пропаганда – это же не ложь, это подмена
Мы имеем свое уникальное лицо, но мы не стремимся быть фестивалем категории А, потому что где-то терялось бы качество собранных фильмов, а все крутые, интересные, яркие картины расходятся по фестивалям, которым необходимо иметь n-ное количество мировых премьер. У нас этой проблемы нет. Мы имеем мировые премьеры на каждом кинофестивале – мировые, международные, национальные премьеры, и это очень важно, при чем не ставя себе это за цель.
Это происходит, потому что нам эти фильмы просто нравятся. То есть мы ставим во главу угла показать тот или иной фильм, тот или иной каст на фестивале. Это честное правильное решение, за которыми будущее больших культурных ивентов. Мы никому ничего не обязаны, мы делаем то, что мы делаем. У нас есть фишка – это хороший город, в котором проходит фестиваль, наверно лучший для киношного мероприятия такого масштаба.
У нас есть история в этом городе, у нас есть пара якорных мероприятий, по которым нас знают во всем мире. Это показ на Потемкинской лестнице на 15 тысяч человек, мы хотим даже привезти 16 экспертов из Книги рекордов Гинесса, чтобы удостоверить этот факт. Ланжероновский спуск, на котором от тысячи до трех тысяч зрителей помещается каждый день, и таких девять дней без перерыва.
Читай также: ОМКФ 2016: Андрес Дуке рассказал о съемках фильма об Олеге Каравайчуке
Музыкальные перформансы и кинопоказы, которые мы делаем каждый раз на Ланжероновском спуске – это тоже якори, на которых основывается репутация ОМКФ, нас по ним знают. Плюс еще совмещение платных показов и бесплатных программ – это тоже уникальное редкое сочетание. В Локарно, например, берут деньги за open-air показы. Мы ничего не берем, это полностью социальные показы, открытые для всех туристов и гостей города. Важно сделать из этого историю, которая привлекает туристов и кино-туристов.
Важно продлить сезон, поэтому мы думает над новыми программами, такими как ART-ОМКФ. Мы сделали пробу в этом году и будем выводить его на совершенно другой, яркий, международный уровень, подключим хороших кураторов. В следующем году хотим сделать интересный проект, перформанс, к украинским художникам международную составляющую добавить и продуманных, “в теме“ кураторов, которые помогли бы организовать это на очень хорошем уровне.
Чтобы ART-ОМКФ было послевкусием фестиваля и дальше работало, привлекая туристов, напоминая кино-туристам, что фестиваль проходит в такое-то время, и чтобы онм делали себе заметки в календаре на следующий год, что нужно ехать как минимум на несколько дней, а лучше – на весь период.
Читай также: Дональд Сосин на ОМКФ 2016: Музыка – это универсальный языкЭ
Мы привозим то кино, которое нравится отборочной команде. Оно у нас разное, вкусы разные, но и одинаковые в то же время. Потому что все фанаты умного интеллектуального кино,art-mainstream для широкой аудитории. Иногда мы не совпадаем, чаще совпадаем в мнениях о том, что выбирать. Но зато все по-честному работают на идею: поднять платформу украинского кино и совершенствование вкуса украинцев в плане просмотра интеллектуального кино и максимального отхода от трэша, который попадается в большом количестве, к сожалению, у нас сегодня.
Самая большая цель – чтобы качество украинского кино с каждым годом становилось выше, чтобы оно занимало достойный процент в прокате, чтобы его знали за качество, за профессиональность команд, научить кинематографистов представлять себя, снимать, пользоваться всеми прелестями новых технологий, которые есть сейчас на глобальном рынке.
Для этого мы сейчас делаем новые активности как бизнес-клубы, Digital media day, чтобы научить пользоваться всеми инструментами, которые сегодня есть в открытом доступе. Всего лишь нужно научиться ими пользоваться.
Мы вообще большие ратователи за образование в киноиндустрии. Важно пользоваться онлайн-курсами, которые есть в Сети на образовательных ресурсах“.
Но ничто, наверно, не заменит общения с мэтрами, которым мы обеспечиваем в рамках фестиваля, и все же учиться можно и нужно самостоятельно. Плюс изучать язык, потому что это самая большая проблема сегодня и ступор для развития кино-продукции, работы и привлечения сюда иностранных съемочных групп, которые хотят видеть здесь специалистов со знанием английского языка, которые уже подготовлены – в онлайне или в оффлайне.
Но если у нас нет возможности привлекать большое количество практикующих режиссеров, занятых в индустрии, с большим опытом, то есть много умных и интересных преподавателей по разным направлениям, которых можно и нужно привозить. При чем аудитория готова за это платить. Вот эта тема еще не запущена, об этом мы говорим и на ОМКФ 2016, я очень рассчитываю, что это все конвертируется в некие crash-курсы по документальному, зрительскому кино, по тому, как снимать, которые будут проходить в Украине в период между фестивалями.
Надеемся, что волна самообучения подымется и взбудоражит еще больший интерес к индустрии. Потому что кино должно зарабатывать“.
Более слабые, незащищенные направления кинопроизводства – детское кино, анимация – их нужно поддерживать, хотя со временем они тоже должны зарабатывать, такие кейсы есть. Пробные кейсы сейчас делает и Геннадий Кофман из DocuDaysUA – попробовать показать и пропиарить зрительское документальное кино, посмотреть, как это пойдет. Я уверенна, что перспективы, большое будущее в этом есть. Все-таки наш народ тяготеет к умному контенту.
Планируете расширять количество локаций?
– Конечно, потому что у нас уже там сплошные аншлаги, все полюбили ступеньки, люди ходят. Видно, что уже пора куда-то двигаться, но долго не хотелось выходить за рамки этого треугольника – Одесская киностудия, театр Музкомедии и кинотеатр Родина. Это все так расположено в рамках треугольничка, и как-то боязно на районы выдвигаться. Видимо, если не построят киноарену к следующему фестивалю, то будем расширяться – делать показы и в Cinema City, и с другими нашими партнерскими кинотеатрами в Одессе. Других вариантов мы уже не видим, так как желающих больше, чем у нас возможностей. Мы могли бы прокатывать фильм не один раз, а два или три, было бы где просто.
Официальный партнер ОМКФ 2016 канал Украина.
Напомним, что ранее Кристофер Хэмптон на ОМКФ 2016 рассказал о своем творческом пути.
Смотри онлайн-видео речи Виктории Тигипко на церемонии закрытия ОМКФ 2016:
[видео более недоступно]