Ученые раскрыли одну из самых больших загадок беременности – почему плод не атакуется иммунной системой матери. Как известно, обычно у млекопитающих, тело быстро реагирует на присутствие чужих клеток и тканей, выделяя особые вещества, которые запускают воспаление и стимулируют Т-лимфоциты. Однако во время беременности данный процесс неактивен, хотя клетки плода генетически не идентичны материнским, в них есть гены отца, эмбрион спокойно развивается в матке.

Специалисты из Нью-Йоркского университета решили выяснить, почему так происходит. Исследователи обратились к эмбрионам мышей, чтобы в общих чертах выяснить механизм такого иммунного молчания. Как выяснилось, вокруг зародыша млекопитающих вскоре после имплантации образуется специальная отпадающая оболочка – модификация слизистой матки, клетки которой не накапливают внутри себя хемокин, что инициирует воспаление и привлекает Т-лимфоциты. Обычно же клетки, вошедшие в контакт с чужаком, начинают синтезировать особый сигнальный белок, однако в отпадающей оболочке производство этого белка остановлено.

Клетки оболочки позволили выявить изменения в структуре ДНК, выливавшиеся в подавление активности генов, стоящих за процессом отторжения. Исследователи допускают, что похожий механизм срабатывает в раковых клетках, которые, как известно, тоже обладают даром оставаться незаметными для иммунной системы.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Смотри также, как происходит зачатие: