Маргарита Сичкарь: Если мать любит сына, мимо него пролетают пули
Как вы считаете, какие черты нужно развивать в детях, чтобы они добились успехов в жизни?
– Нужно, чтобы дети выросли самодостаточными людьми и нашли свое место в жизни. Я всегда говорю всем: чтобы воспитать достойного гражданина, родители должны работать над собой. Главный источник воспитания – личный пример родителей. Ведь дети – зеркало взрослой жизни, они полностью записывают модель, и потом проецируют ее в своей жизни. И поэтому, если мы хотим, чтобы наш ребенок был гармоничным и самодостаточным, нужно работать над собой. Почему-то люди всячески это игнорируют, отправляя детей учиться к каким-нибудь гувернерам, учителям, в модные школы, но при этом ничего не вкладывают в ребенка от себя. Дети таких родителей вырастают двуличными: в обществе они одни, а в окружении близких людей – совершенно другие.
Мама-друг – можно сказать, что это ваше амплуа? Или мама, в первую очередь, должна быть наставницей, учителем? Знаком ли вам метод кнута и пряника?
– Однозначно знаком. Знаете, у женщины есть четыре возраста – девочка, королева, хозяйка, любовница. Вот так и у мамы есть несколько ипостасей. Мама – учитель, мама – друг, мама – прототип для подражания. Поэтому маме нужно быть в разных ролях в зависимости от ситуации. Когда мы требуем от детей ответственности, мы должны быть учителями, строгими учителями. Если речь идет о каких-то сокровенных вещах, то ребенок должен понимать, что мама является тем человеком, к которому он придет с любой вестью – и с хорошей, и с плохой. Мама поймет, мама не выгонит, она во всем попытается разобраться и всегда найдет нужные слова.
Нужно сказать детям, что с папой сохранились дружеские отношения, даже если это не так.
Ваши дети, сын и дочь, живут мирно или, бывает, ссорятся?
– У нас с этим все нормально. Они и ссорятся, и мирятся. Когда возникает спор, я всегда говорю Виталику, что если он сможет с сестрой договориться без крика и, тем более, без тумаков, то в жизни ему будет легко общаться с женщинами. Чем раньше он это поймет, тем ему будет проще. Я говорю сыну: "Учись наблюдать за ней, понимать ее, не манипулировать, но, грубо говоря, управлять ее эмоциями, отводить их, как громоотвод". Когда он прислушивается, результат получается более позитивным. Дочке я тоже даю советы: "Попробуй вести себя по-другому. Просто подойди, скажи: "Какой ты замечательный брат", и он тебе все даст. Не надо у него вырывать, хватать, ведь он физически сильней. Силой однозначно ничего не добьешься. Пытайся добиться лаской, нежностью". То есть, я вырабатываю в ней женские качества, которые помогут ей взаимодействовать с мужчинами и получать все, что она хочет. Она, в принципе, так и делает.
А вы вмешиваетесь в эпицентр скандала или начинаете свой разговор уже постфактум?
– Мне приходится, как судье на ринге, кричать "Брейк", – для того, чтобы они разбежались по разным комнатам и успокоились. Бывает, что дети просто устают... и когда эта усталость перерастает в агрессию, им элементарно надо отдохнуть друг от друга. Потом они успокаиваются и забывают ссору. Причем, быстро.
Маргарита, вы пережили развод. Это тяжелый период для всей семьи. Посоветуйте нашим читательницам, как поддержать детей в этот не самый легкий период жизни? Говорят, что дети переживают даже больше, чем взрослые.
– Да, у меня этот период был. В этот момент очень важно, чтобы дети не стали свидетелями разборок. Их это очень травмирует. Нужно постараться в момент выяснения отношений "устранить" детей. Также следует поговорить с ними, как со взрослыми, и объяснить, что папа и мама не уходят из их жизни. Нужно сказать детям, что с папой сохранились дружеские отношения, даже если это не так. Скажите, что вы постараетесь навсегда остаться друзьями. В общем, я так и говорила. Честно сказала им, что, к сожалению, я не могу жить с папой. Я объясняла, что есть такое чувство, как любовь, которое является основным в отношениях. Есть еще уважение, счастье. Но, если ты хочешь, чтобы мама была счастливой, она должна любить. Вот как-то так я объясняла это своей старшей дочери, она в пять лет это приняла и больше не задавала вопросов. Главное, что дети сохраняют отношения с двумя родителями.
Читай также: Жанна Бадоева: Дети – это зеркальное отражение родителей
Иногда детям приходится метаться между мамой и папой. У вас такое было?
– У Виталика был период, когда он спрашивал: "Мама, ты не будешь обижаться, если я останусь у папы?". Я говорила: "Сына, конечно, я буду рада, если ты будешь общаться с папой". Тем более, что папа – спортсмен, он достаточно много времени отсутствовал дома, и ребенок его не видел. И сейчас сыну хочется максимально насытиться общением, я это только приветствую. Тем более, у сына идет гормональное созревание, ему нужно многие вещи обсуждать с папой. Я говорю ему, чтобы он максимально общался с отцом и не испытывал при этом никаких угрызений совести. С дочкой чуть-чуть другая история. Василиса – она такая девочка, более эмоциональная, она звонит папе и говорит: "Папа, я хочу, чтобы ты меня забрал и мы куда-то поехали с тобой". Дочь вьет из него веревки, конечно. Мне кажется, он даже боится ее иногда (смеется). Если наша девочка заходит в магазин, очень сложно выйти из него без покупок. У нее метод убеждения очень серьезный, но каждый раз она применяет разную палитру воздействия. Тут лучше купить, чем отказать.
И все-таки, как уберечь детей от всех последствий развода? Как сохранить с ними отношения и не наделать ошибок?
– При любом разводе есть определенный период эмоционального накала, взаимных упреков, обид, есть бытовые нерешенные вопросы, это достаточно сильно ложится на психо-эмоциональное состояние всех участников процесса, поэтому в этот период надо набраться терпения. Наверное, самое главное, всегда задавать себе вопрос, как это отразится на детях. Вот здесь важно, все-таки, в первую очередь думать о детях. И нужно сделать все возможное, чтобы никого не травмировать. Если есть возможность отправить их куда-нибудь, пока страсти улягутся, – это идеальный вариант. Если такой возможности нет, значит не устраивайте разборки пока они рядом. Так я и сделала – просто сняла квартиру, уехала на год, жила в центре, далеко от дома своих родителей, они ведь тоже тяжело переживали мой развод, им тоже надо было время, чтобы к этому привыкнуть.
Соответственно, я уехала и подальше от Влада (Владислав Ващук – бывший муж Маргариты), ведь его дом и дом, в котором мы сейчас живем с моими родителями, находится через участок. Сейчас, когда страсти утихли, детям очень удобно. Они бегают к папе, потом прибегают к маме. Далеко ездить не надо и в этом есть очевидные плюсы. Могу сказать точно – мы этот период пережили. И я думаю, что кто-то должен быть мудрее. Да, кто-то должен быть более толерантным, компромиссным, сдержанным, выносливым. В этом случае, такой оказалась я. Когда у людей появляются дети – они становятся родственниками на всю жизнь. Я Владу так и говорю: "Мы же родственники, а родственники должны как-то договариваться, ругаться нам не стоит".
Читай также: Супермама Лилия Ребрик: Я шла на роды, как на работу
Маргарита, где вы предпочитаете отдыхать с детьми?
– У нас свой участок, но мы любим ездить по Украине. Недавно с друзьями побывали на горе Тотохе, это 150 км от Киева. Я взяла детей, мы разбили палатку. Вечером жгли костер, готовили кушать, утром пили кофе, встречали восход солнца, обливались родниковой водой. Было чудесно. Мне такой отдых очень нравится – хочется быть наедине с природой. Еще ездили в Бушу, ходили по местным музеям, по местам силы, загадывали желания, посещали мастер-классы. В последнее время мы по-настоящему почувствовали себя патриотами, и этот патриотизм, мне кажется, заключается главным образом в том, чтобы любить свою Родину и всячески поддерживать внутренний рынок, особенно зеленый туризм. Не надо далеко ехать, летать самолетами, отдохнуть можно и в Украине.
Как вы выбирали учебные заведения для своих детей? Есть ли какие-либо критерии?
– Есть. В этом году мы поменяли гимназию, в которой учился Виталик, и садик Василисы. Критерием была, во-первых, социализация детей. В предыдущей гимназии мне не нравилось, потому что дети были полностью закрыты от того, что происходит в стране. В Украине революция, Майдан, война, а в школе об этом не говорят. Меня это очень удивляло, поэтому я перевела сына в бизнес-лицей, в котором дают важные для жизни инструменты – умение работать в команде и принимать решения, разрабатывать проекты. Мне это очень понравилось. Новый садик Василисы создан при Академии Наук – его учителя используют инновационные методики образования. Я вообще считаю, что наша система образования находится в глухом углу, ее надо кардинально менять. Нужно в детях развивать позитивное мышление, подчеркивать достоинства, чтобы ребенок концентрировался только на хорошем, тогда он будет лучше учиться. Мне кажется, что сейчас должно прийти новое поколение школ, и в этих школах вырастет уже совсем другое поколение украинских детей.
А чем ваши дети занимаются после учебного дня? Какие у них хобби?
– Виталик – футболист, понятное дело. А у Василисы все секции находятся в садике. Я сейчас хочу ее записать в театральную студию, потому что она еще та кривляка. Надо, чтобы ее творческий потенциал куда-то выплескивался. Дочь придумывает танцы, а потом устраивает представления. Невероятное зрелище!
Маргарита, вспомните себя во время беременности. Вы работали до самых родов или сидели в декрете?
– Какой декрет? О чем вы говорите? Я на работе была, когда у меня схватки начались. Позвонила врачу, поехала на роды, а на следующий день уже вышла на работу.
А когда были беременны Виталиком?
– Я тогда вообще строила ресторан. Родила и приехала тут же на стройку. Знаете, что я заметила? Когда рожала старшую Женьку, училась, вот и она у меня учится постоянно. Виталика рожала – строила, и он у меня строитель. Когда сын был маленьким, мы часто проезжали мимо Владимирского собора, Виталий поворачивался ко мне и говорил: "Это я построил". Удивительно! А когда я вынашивала Василису, придумывала кретивные фестивали, поэтому она у нас неординарная девушка. Это точно влияет!
Мне кажется, что сейчас должно прийти новое поколение школ, и в этих школах вырастет уже совсем другое поколение украинских детей.
Может он будет не футболистом, а архитектором?
– Футболистом он точно не будет. Мы сейчас постепенно эту тему обсуждаем, я склоняю его, что лучше быть футбольным менеджером. Он же, как папа, у него страсть к футболу. Ему нельзя сказать, что футбол – это фигня. Это не фигня. Значит, начнем рассматривать футбол, как модель бизнеса. Для начала ты можешь играть в футбол, но карьера футболиста кратковременна. Если взять нашего папу – он уже не играет, а достойную работу найти не может. Надо было думать о будущем раньше, еще в процессе игры.
Многие женщины боятся рожать, а у вас были какие-то страхи перед родами?
– Страха не было. Единственное – боль от схваток. Но сейчас медицина пошла вперед, и делают эпидуралку, обезболивание. Моя старшая дочь так рожала – и первого, и второго. Прекрасно родила, не мучилась. Сейчас медицина на таком высоком уровне, главное – выбрать хорошего врача.
Маргарита, что для вас значит быть мамой?
– Выполнить свое женское предназначение. Мама – это наставник, мама – это учитель. Важно вырастить достойную смену после себя. Любой родитель должен понимать, что мы несем за детей ответственность, особенно перед обществом, чтобы вырастить достойных граждан. Мы можем помочь ребенку раскрыть его внутренний потенциал, и быть счастливым, здоровым, гармоничным человеком.
Авторы: Юлия Крамаренко, Надя Пасичнюк