Как возникла идея создания  Стэндап шоу в Украине?

– Я раньше довольно часто бывал в Нью-Йорке (США) и в один из вечеров мы решили пойти в комедийный клуб. До этого я ни разу там не бывал, хотя прожил в США  три года, учился и работал.

Так вот знакомая повела меня в самый лучший комедийный клуб Comedy Cellar, который внешне выглядит ужасно. Там очень маленькое помещение, куда как шпроты в консервной банке напихиваются люди два раза в день (у них по два представления в сутки). Билет стоит какую-то ерунду, когда-то это было 10 долларов. Маленькая сцена, очень низкий потолок, течет кондиционер...

И вот, когда на сцену выходят комики, все ржут, и это действительно смешно. Но возникает вопрос. В Нью-Йорке больше 100 комедийных клубов, почему этот именно такой? Разница в том, что в Comedy Cellar приходят большие именитые комики для того, чтобы протестировать свой новый материал перед тем, как отправляться в какой-то тур и собирать стадионы. И когда ты идешь на вечеринку Comedy Cellar, ты никогда не знаешь, кто там будет на сцене. Это как кот в мешке. Ты можешь туда прийти, а там на сцену вышел Крис Рок или Робин Уильямс, уже покойный, там неоднократно выступал. Эдди Мерфи также бывает.

Читай также: Бас-гитарист Океана Эльзы Денис Дудко: Музыкой нужно жить

Там до сих пор иногда выступает Луи Си Кей – самый популярный стендап-комик Америке. У него даже есть свое шоу на телеканале НВО. Они снимают телесериал Луи об этом комике о его жизни в вперемешку с выступлениями на сцене в зале (этот зал и есть Comedy Cellar). Очень много в его выступлениях на тему отношений. Он разведен и у него двое детей. Так вот он постоянно шутит на эту тему, на тему своих переживаний после развода.

Я оказался в Comedy Cellar как раз тогда, когда началась моя телевизионная карьера. Я два года проработал в программе Подъем с Романом Скрипиным, после этого сменился состав, потом программу закрыли. У меня после этого началась передача Пираньи также на Новом канале. И все это время мне хотелось чего-то для души. Я искал для себе новый телевизионный проект и не мог найти. И вот, оказавшись в Comedy Cellar, я понял – вот оно. Все сложилось.

Андрей Шабанов: Музыкантом нужно быть, если ты больше ничего не умеешь / пресс-служба

Но в США люди выросли на этом, это определенная культура стэндаперов. Нашим же людям все-таки ближе всегда был формат КВНа, а в Украине уже позже 95 Квартал.

– Совершенно верно. Не было у нас ничего такого, Comedy Club украинский закрыли. Остался только 95 Квартал. Но опять-таки, я же не претендую на главную роль 95 Квартала. У нас своя, очень узкая ниша. Это самый сложный юмористический жанр – стэндап комедии. По сути, если простым языком – это разговорный юмористический жанр, в котором работают у нас, например, Михаил Жванецкий. Он стэндап-комик на самом деле.

Он производит своим творчеством такой же эффект на территории СНГ, как и Джордж Карлинг на США. Он очень сильно проходится по социальным темам.

Можно назвать темы, на которые шутки более успешны? Например, благодаря 95 Каварталу тема политики стала самой популярной среди юмористов.

– Для того, чтобы ты мог шутить о политике, нужно обладать определенным авторитетом. А у нас в проекте все комики молодые. Очень юная профессия. Раньше им не давали площадку для выступления. Я, по сути, первый человек, который в 2012 году предоставил им такую возможность. Кто умеет написать красивый монолог и рассказать его, приходите ко мне.

Другое дело, когда ты никто и выходишь, и шутишь об отношениях со своей девушкой, о том, как ты пользуешься общественным транспортом, социальными сетями... На самом деле беспроигрышная тема всех времен и народов – это тема отношений.

Помните свою первую шутку, которую написали сами?

– Ой, нет. Наверное, в детстве это было. Услышал во дворе какой-то дурацкий анекдот, как-то его ремикснул, пересказал маме. Маме было не смешно (улыбается, – прим.ред).

Любовь к юмору вам привила Одесса?

– Мне приятно думать об этом. Потому что я сильно люблю свой город, не теряю с ним связь и слежу за всем, что там происходит.

Андрей Шабанов: Музыкантом нужно быть, если ты больше ничего не умеешь / Фото: Марина Головнева

Есть в Одессе какие-то места, которые вы можете посоветовать обязательно посетить?

– Всем рекомендую, когда вы будете в Одессе, обязательно сходите в Пале-Рояль. Это такой маленький скверик за Оперным театром. Там много ресторанчиков, но я постоянно хожу в Маман. Там настоящая одесская кухня: котлетки куриные, рыба фаршированная, форшмак, хумус... 

Прекрасный и наверное самый красивый летний дворик ресторана Бернардацци, который находится в здании Одесской филармонии. Но оно изначально проектировалось архитектором Бернардацци как Одесская биржа. После революции 19 года биржа уже никому не понадобилась и ее переделали в филармонию. А вот то месте, где находится закрытая часть клуба Бернардацци –это был Дом актера. Красивейшее здание и помещение. Рекомендую!

Хорошее место сейчас, хоть и звучит как реклама, новый отель прямо на берегу моря – М1. Там на крыше есть ресторан и оттуда открывается невероятный вид. Море, как на ладони. Отель находится на пляже Ланжерон. Видно и маяк одесский, и порт, и кораблики.

Вы в начале своей карьеры какое-то время работали в США на радио. Если сравнивать работу на радио в Украине и в США, есть отличие?

– Если сравнивать сейчас, то отличий практически нет. За исключением бюджетов, они у них огромные. Если сравнивать ту американскую радиостанцию, на которой работал я и Просто Радио.О, то они одинаковы. Я бы даже сказал, что наш продукт и наши программы очень часто интересней и креативней. Потому что у них все достаточно шаблонно, ведь многие радиостанции являются частью больших корпораций. У них, например, 200 станций и 200 частот. Каждая станция в отдельном городе вещает только для этого города. В каждом городе свои ведущие, хотя передача может быть по сути одинаковой, но вещается на разных частотах для разных городов

Вы, как человек, который работает непосредственно с музыкой, можете назвать 10 топовых по вашему мнению музыкантов, которые делают качественный продукт.

– Конечно, могу и больше. Но этим я никому глаза не открою, точно. Это Pianoбой, Иван Дорн, O.Torvald, Бумбокс, Brunettes Shoot Blondes. Есть конечно такие, как ONUKA, The Maneken, Джамала, но это то, о чем говорят все. Они стали узнаваемыми и переместились из андеграунда в мейнстрим. Но для меня они существующие артисты уже 3-4-5 лет и больше...

Андрей Шабанов: Музыкантом нужно быть, если ты больше ничего не умеешь / Фото: Марина Головнева

Многие до отбора на Евровидение 2016 не слышали о группе PUR:PUR.

– Вы не поверите, но в 2010 году к нам приходили PUR:PUR на интервью и подарили свой альбом. Я, как сейчас помню, сижу в своей первой съемной квартире в Киеве и слушаю их диск на ночь глядя.

Если говорить о тенденциях развития украинской музыки, какой ее видите в будущем?

– Я вижу тенденцию такую сейчас... У нас нет шоу-бизнеса. Он был и существовал когда-то в зародыше, но в связи с экономическим и политическим коллапсом в стране, войной, его не стало. Единственный плюс в этой ситуации для украинских артистов, как бы цинично это не звучало, – санкции, наложенные на российский продукт. А у людей желание куда-то ходить не исчезло. Количество выступающих в Украине российских артистов сократилось, поэтому все ходят на.

Но проблема заключается в том, и я сейчас утрирую, что, по сути, у нас есть 20 групп и артистов, на которых можно ходить. И за прошедших два года люди походили раз по 5-7 на их концерты. А новый продукт не генерируется.

Раньше концертный рынок выглядел так: 60% – российские артисты, 20% – украинские артисты  и 20% – зарубежные. Через лет 5-10 лет рынок переформатируется и в связи с этим 60 % - будет украинского продукта, 20% – российского и 20% – иностранного.

Я со многими музыкантами общаюсь и они присылают на радио свою музыку. Есть тенденции такие – я не знаю, хорошо это или плохо, но многие пишут на английском языке. Меня это наталкивает на мысль: молодые артисты не видят перспективы в украинском рынке, они понимают, что они живут здесь, но все равно пишут песни на английском с надеждой – а вдруг выстрелит там. Я, как человек, который 20 лет проработал на радио, могу сказать, что за это время не было такого, чтобы выстрелила песня украинского артиста на английском языке. Всего 1-2 примера таких было.

Если это рок-музыка, то она должна быть с определенным маленьким “ингредиентом“ твоей ментальной самобытности, понятной людям той территорий, на которой ты живешь. Это как песня Вахтерам Бумбокс, там же все понятно. Это рок и хип-хоп вперемешку, но все струны души были порваны, когда она вышла. Такие песни становятся хитами.

Андрей Шабанов: Музыкантом нужно быть, если ты больше ничего не умеешь / Фото: Марина Головнева

У вас также есть музыкальное образование по классу аккордеон. Почему именно этот инстумент?

– Да просто у меня папа играл на аккордеоне. Поэтому когда пришло время решать идти в музыкальную школу или не идти. Папа сказал: “А почему бы и нет, вон аккордеон лежит “.

Сейчас смогли бы сыграть?

– Только правой рукой. Но если вы мне дадите ноты, я сяду и конечно сыграю. Но ничего такого, чтобы я помнил, что сохранилось в моей памяти, нет. Но я не из тех музыкантов, которые могут сесть и моментально подобрать сам мелодию. Меня всегда учили играть по нотам.

Сами песни писали?

– Конечно. Я же известный рэпер (улыбается, – прим.ред). В Одессе, во всяком случае. Это тема вообще отдельная. Была одна известная группа, которой я написал песню, и она потом стала очень популярной. Эта группа потом уехала в Москву, подписала там контракт с ОРТ-Рекордс на тот момент. А затем мне просто позвонили и сказали, что песня больше не моя, а их. Она была очень популярной и принимала участие в российских хит-парадах.

В этом направлении не хотелось вам развивать свою карьеру?

– Хотелось, но меня настолько сильно зацепило радио в свое время. А шоу-бизнес – это такая тема, что либо ты ставишь все на кон и занимаешься только этим, или не занимаешься вообще. А поскольку у меня было, чем заняться, то я оставил эту затею.

Музыкантом нужно быть, если ты больше ничего не умеешь. И для тебя это, как билет в один конец, как лотерея – может сработать, а может и нет.

То же самое с актерской профессией. Я же закончил актерскую студию, собирался в Москву ехать, в Российский университет театрального искусства ГИТИС поступать.

Андрей Шабанов: Музыкантом нужно быть, если ты больше ничего не умеешь / пресс-служба

Вы пошли на ТВ, чтобы вас узнавали или утолить свои амбиции?

Читай также: Юрий Горбунов: Кино – это часть моей жизни и профессии

– Не столько для того, чтобы меня узнавали, сколько это нереализованные актерские амбиции. Я попал на ТВ в 35 лет, это поздновато как для шоумена и ведущего развлекательной программы...

Я закончил Одесскую студию киноактера в 1992 году. Как раз тогда, когда Одесская киностудия развалилась в пух и прах. А там же были сняты 80% лучших развлекательных кинофильмов советского времени.

Я очень хотел в кино сниматься, но не сложилось. Но, от себя же не уйдешь, и эту творческую свою составляющую я перекрыл на Просто Радио.О. Мы были первой радиостанцией в городе, королями радио. Нас по голосу узнавали. Ну а потом уже телевидение само как-то пришло... Мне позвонили и предложили.

Без чего вы не можете представить свою жизнь?

– Без творчества. Это самое главное! Если в моей жизни наступает период, когда мало творчества, я становлюсь сильно несчастлив. Мне становится очень тяжело.

Есть заоблачная мечта?

– Это не константа. Каждый раз, когда ты ставишь цель, а затем к ней приближаешься, то теряешь ощущения счастья, потому что кажется, что у тебе нет перспективы.

Поэтому ты каждый раз свою мечту отодвигаешь, к линии горизонта, к которой ты приближаешься... Тебе нужно верить в то, что есть какой-то выход. Нужно постоянно видеть ее, но до конца не достигать.

У меня достаточно примитивные мысли и цели. Вкусно покушать и поспать. И я всего лишь хочу изменить мир, просто не знаю еще как.

Беседовала: Юлия Мясоедова

Напомним, уже 22 апреля в киевском Caribbean Club пройдет Стэндап шоу с Андреем Шабановым.