Наталья Вячеславовна, в интернете можно найти ваше детское фото с комментарием: "Похоже, Наталья Сумская была примерным ребенком". Насколько это предположение правдиво? Какой вы были в детстве?

– Во всяком случае, мы тогда придерживались каких-то основополагающих правил поведения, помнили о том, что нужно слушаться родителей – в большинстве случаев. Детство у меня было не виртуальное, а живое – с беганьем по улицам, созерцанием неповторимой природы – все это было! Эти воспоминания очень теплые, ведь сейчас, к сожалению, вывести ребенка погулять на улицу – это большая проблема. У меня было очень интересное детство, что самое главное – оно было разнообразным, в частности проходило у бабушек, на Киевщине и в центральной Украине. В то же время я росла до десяти лет во Львове, насыщалась культурой западной Украины, нетипичной для центральных областей – это тоже оставило отпечаток в моей душе. Вот у меня такая палитра.

И как такая палитра повлияла на вас?

– Я застала некоторые этнические моменты, которые влияли на меня и сформировали личность, видела весь этот быт, непосредственно там жила – и бесконечно благодарна родителям за это! Я счастлива, что сейчас имею возможность играть на сцене украинскую классику. Это тянется с детства, ее нужно сначала узнать и полюбить, а потом уже воспроизводить для себя как актера. Не мыслю своего будущего без театра. Думаю, к этому всегда будут возвращаться – люди хотят ностальгии, украинская национальная окраска обязательно должна присутствовать в нашей повседневности – чтобы мы не полностью перешли на западный образ жизни.

В наше время украинская культура есть – и она живая, устраиваются и национальные празднества, слава богу. И, наконец, есть национальный театр, в котором я служу верой и правдой. А ведь все это из детства, от родительских корней.

Читай также: Ольге Сумской угрожают сторонники Тимошенко

Наверняка, родители (народный артист Украины Вячеслав Игнатьевич Сумской, заслуженная артистка УССР Анна Ивановна Опанасенко-Сумская) повлияли и на ваше желание стать актрисой?

– Думаю, влияние родителей заключалось в их образе жизни. Они жили искренне, были очень верны любимому делу и очень любили свою профессию. Люди, видевшие их творчество, платили им в ответ огромной симпатией, иные актеры считали их своими учителями – это, конечно, повлияли на меня. Родители, их жизненный опыт, их манера чувствовать, воспринимать мир, конечно, всегда оказывают влияние. Правда, они меня не вовлекали, не советовали стать актрисой, но совершенно демократично относились к моему выбору. Родители видели, наверное, мое трепетное отношение – я приходила к ним на работу в театр, ездила с ними на гастроли, что делала и младшая сестра (актриса и телеведущая Ольга Сумская). Этого не отнять у актеров. Так живут почти все артисты мира, и это естественно откладывается в душе ребенка. А потом каждый сам делает свой выбор.

Наталья Сумская: Муж остается моим первым кумиром / личный архив Натальи Сумской

Какая из сыгранных вами ролей вам наиболее близка и любима?

– Среди моих любимых ролей – Жанна д’Арк, но она у нас сделана по-своему. Эта рок-опера была создана именно в Украине отечественными украинскими авторами: поэтом Юрием Рыбчинским и композитором Геннадием Татарченко, и, к счастью, мне пришлось работать над этой ролью. Также Элиза Дулиттл из Пигмалиона Бернарда Шоу! Эти роли игрались по 10 лет, и для меня очень дорого, что так долго посчастливилось побыть перед зрителями, и многим этот спектакль пришелся по душе. Еще, пожалуй, роль в спектакле Отелло Уильяма Шекспира, где мы работали с супругом (народным артистом Анатолием Хостикоевым) – он играл Отелло, я играла Эмилию.

Да я почти во всех спектаклях работаю вместе с мужем. Театральной компании Бенюк и Хостикоев исполняется 10 лет, где тоже ряд любимых ролей и спектаклей. Сеньор из высшего общества –  великолепная итальянская комедия. Толя играет Леонида Папагатто, я его жену Валерию, была бы возможность – играла бы каждый день этот спектакль…  О людях и мышах – по произведению американского автора Джона Стейнбека, Толя играет очень трогательного и неадекватного работягу Лени (в паре с коллегой Богданом Бенюком, который выступает в роли его единственного товарища Джорджа), а я – беднягу, романтичную женщину без имени, ставшую жертвой обстоятельств. В компании есть спектакль Задунаец за порогом – новый вариант знаменитой оперы Гулака-Артемовского. Как не любить свою роль Одарки, которую играли многие известные исполнительницы. Сейчас добавилась новая роль в комедии Люкс для иностранцев. Еще у меня есть замечательная роль Гортензии в театральном романе Грек Зорба, которым мы открывали 93-й театральный сезон гастролями во Львове – нам оказали там очень теплый прием, что показало – этот спектакль любят, в нем приятно играть. Кроме того, этот спектакль получил театральную премию Киевская Пектораль.

В национальном театре имени Ивана Франко, конечно, люблю выходить на сцену в роли Кайдашихи в спектакле Кайдашева семья. Это национальная классика и я трепетно ожидаю начала каждого выступления – сыграно уже 103 спектакля, но каждый раз я иду на работу с удовольствием, потому что играть свое, родное – это очень-очень приятно!

Наталья Сумская: Муж остается моим первым кумиром / личный архив Натальи Сумской

Читай также: Ольга Сумская: Охранник выставил меня из ювелирного бутика 

Наталья Вячеславовна, вы постоянно играете в театре, снимались в кино и на протяжении семи лет вели на телеканале Интер ток-шоу Ключевой момент – что же доставляет вам наибольшее удовольствие – игра на сцене, съемки в кино или же, быть может, роль ведущей?

– Я полагаю, что все три эти музы требуют довольно кропотливого труда. Я помню себя в роли ведущей: это отдельные усилия, они отличаются от театра, хотя бы временными рамками – в 7 часов я должна ехать на работу, в 8 уже грим, и съемка довольно активная, работа без перерывов. Радует то, что это приносило большую пользу обществу и очень многие люди были осчастливлены благодаря этой программе. Существуют аналоги – сейчас очень много ток-шоу, реалити-шоу, а наше было очень действенным, влияло на судьбы людей, но, наверное, ничто вечно не длится… разве что театр. Театр – он как был, так и будет – он вечный. Здесь можно в какие-то дебри уходить – далеко-далеко, брать такие пьесы, что оказываешься в совершенно других мирах, далеких от своей действительности, и это очень увлекательно, по-своему неповторимо. Здорово, что я не потеряла влюбленности в свою профессию. Я с удовольствием каждый раз иду и на чужие спектакли, совсем новые для себя.

Я, например, почитательница Нового драматического театра на Печерске – там очень хорошие, ранее не виданные спектакли. Коллектив возглавляет Александр Крыжановский, там целый ряд молодых актеров, очень интересно существующие на своей небольшой сцене. Многие из них работают с нами в Театральной компании. И мы очень дорожим друг другом. Потому что те редкие встречи, те спектакли, которые мы вместе играем, приносят нам удовольствие. Ведь мы прошли вместе этап создания многих спектаклей, репетиций, это очень сплотило нас – создался коллектив, хоть и приходящий, не имеющий пока своего собственного здания, играем или на гастролях, или в театре им. Леси Украинки.

А съемка, как лотерея – то есть, то нет – на нее нельзя полагаться. Это такое – понравишься – тебя возьмут. Сейчас настал такой период, что стали снимать кино очень много. Раньше, на заре, в советские времена это было элитным киноискусством. А сейчас все вперемешку, актеров выбирают. Это, наверное, нормально. У кого-то получилась хорошая роль, его полюбила публика в каком-то сериале, а потом зрители приходят уже в театр посмотреть на этого актера, он им симпатичен – так что между театром и телевидением существует целая связь.

Наталья Сумская: Муж остается моим первым кумиром / личный архив Натальи Сумской

Ваш муж, сестра, дочь – вас окружают актеры – в такой семье, как ваша, чем отличается совместное семейное времяпрепровождение от большинства семей этого же города?

– Конечно, актерские семьи чисто в режимном порядке отличаются от миллионов семей. Если все дружно вечером идут домой и рассчитывают на какой-то семейных отдых, то у нас все наоборот. Вся работа как раз вечером. И чаще всего весь день проходит в подготовке к этой работе – у кого-то съемки на телевидении, у кого-то экспедиция, ехать надо в другой город сниматься или концерты, гастроли, т.е. в такой круговерти мы пребываем всю жизнь. Должна сказать, что я не помню, чтобы кто-нибудь из коллег-актеров жаловался. Все привыкли и дорожат своей актерской жизнью. Мне приятны выступления в селе, в районе по случаю местных праздников. У родителей когда-то были такие же представления, но побольше. Сельские зрители очень ждут артистов, мечтают, чтобы к ним приехали на гастроли, в крайнем случае едут сами в Киев, если это не очень далеко. Когда предстоят поездки со спектаклями в другие города, я просто оживаю, даже если неудобная дорога или жарища в поезде, проводники идут навстречу, выключают печку. Многие поколения театр существует в таком ритме, а на актеров помимо театра наваливаются и другие музы. Ну, что ж, такая работа – каждый выбирает по себе.

Вы живете по довольно плотному графику. А как же отдых? Как вы проводите свободное время, и хватает ли времени на себя?

– Мы часто забываем о том, что можно куда-то пойти – чаще надо, чтобы был повод или кто-то напомнил. Ходим в оперу, в филармонию, на выставки, на гастролеров. Конечно, не с той частотой, с которой они проходят, ведь они происходят каждый день – на это и жизни не хватит. Есть люди в авангарде, которые все время на виду, все время на экранах, находят время ежедневно где-то прибывать, как говорят "тусоваться". Но это зависит индивидуально от каждого – кто себе не отказывает в этом, а кто лучше сэкономит время и отдаст его близким, которые требуют внимания – родителям, детям. Да и о себе надо не забывать, уже не говоря о том, что есть и дом, и быт, ведь женщине всегда найдется работа в доме – стоит только начать и зацепиться.

В 2006 году вы стали председателем Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали. Что удалось сделать на этой должности?

– Меня как мать, как гражданку всегда интересовали вопросы морали. Я же привыкла, когда мне дают поручение – я его выполняю. И когда я за это взялась, кинулась – оказалось, у этой организации не было даже  физического адреса, территории, печати. Я все это с нуля подняла. Сейчас она уже функционирует, 7 лет работает, там есть другой руководитель, потому что мне пришлось бы бросать свою работу, становиться чиновником и работать совсем по другой профессии, более сидячей и более бумажной. А это было бы удушающее для меня. Поэтому я бесплатно отработала там почти год, но самое главное – открыла эту организацию фактически с нуля, и это все удалось, во всяком случае, было не напрасно. Потому что какой-то орган, который дает свое резюме, свою оценку – должен быть, иначе была бы полная анархия.

Как-то вы обронили фразу о том, что среди ваших профессиональных желаний есть такие пункты, как: сняться в картине Никиты Михалкова, поработать с Мелом Гибсоном или Пьером Решаром – изменились ли эти желания? Расскажите о своих симпатиях.

– По поводу Никиты Михалкова врядли, потому что у него своих родственников-артистов хватает, а также постоянных его любимчиков. А Пьер Решар приезжал к нам в театр, давал гастрольный спектакль – мы пошли туда с сыном, и моему мальчику очень понравилась его непосредственная манера существования, спектакль был довольно аскетичен – на сцене всего-то был один Пьер и он рассказывал, как не трудно догадаться, о своей жизни. В общем-то, спектакль был довольно автобиографичен. Я рада, что сыну понравился кумир нашей молодости.

И тут же Мел Гибсон – это как пример такого высокого кино, которое мне по душе. Он мне даже больше нравится как режиссер. Хотя в фильме про героя Уильяма Уоллеса, он играет сам, и другого актера в этой роли я не представляю. Пожалуй, мои симпатии не изменились. Кроме того, я не перестаю восторгаться своим же супругом, потому что мы целый ряд больших работ сделали, и, несмотря на то, что я нахожусь так близко к нему, он все равно остается для меня самым первым кумиром – я с удовольствием жду какой-нибудь новой совместной работы, и если мне посчастливится играть вместе с ним в спектакле или в фильме – это, конечно, будет фантастично. Сейчас он снимается в сериале, меня пока что туда не приглашали, за то этим летом я снималась в другом сериале – и мне очень понравилось.

Наталья Сумская: Муж остается моим первым кумиром / личный архив Натальи Сумской

А что за сериал, как он называется?

– Рабочее название было Пляж, а как будет называться, когда выйдет в 2013 году – пока не знаю. Мне больше всего понравилось именно то, что этот сериал комичен, и у меня очень острохарактерная роль. Вот это мне всегда по душе! Все-таки сериалы, это уже норма для актеров, от этого никуда не деться – и поэтому стоит почитать эту работу. Единственный минус в том, что это занимает массу времени у актеров – это как дальнобойщик – сел и возвращаешься домой совсем не скоро – очень сложно. Но я искренне желаю всем своим коллегам много работы в новом году, они этого больше всего хотят. А себе и своим родным и близким – здоровья и работы, мы ведь все артисты, а природа артистов – всегда играть, шутить и развлекать публику, от нас именно этого и ждут.

Читай также: Как худеет актриса Ольга Сумская

Автор: Ольга Тишкова